Пятая часть здесь.Дальше поговорили о разных техниках и школах.
«Кластерная теория интеграции» М. Щербакова, «BSF» и «Турбосуслик» Леушкина, «Путь знахаря» и другие творения К. Утолина, «Не рычите на собаку» Карен Пройор - библиотека моя существенно пополнилась, вопрос - кто же это будет всё читать? Даже не «когда», а именно - «кто». Так как в моём «когда» таких просветов не предвидится. Но - интересно. Может, дойдут руки.
Откликнулась фраза «Дети сами всегда найдут между собой точку равновесия. Вопрос, будет ли эта точка устраивать взрослого». Пошли в обсуждение концепций, мировоззрения. Что же такое счастье, которого все мы друг другу желаем? В основном - когда человек может делать. Быть со-частью. Главным критерием успешности и «счастливости» может быть коммуникация. Можно позиционировать школу, как место, где развиваются навыки коммуникации. Ребёнок «злой» - все так считают - опросить каждого, что он делает, поинтересоваться мнением, почему он это делает, что помогло бы ему этого не делать. Злой? - а кто-то помнит, когда он проявлял себя как добрый? И так далее.
Дальше пошла разрубка моих утверждений, я пыталась обозначить свою позицию, в ответ уже от обоих организаторов, Саши и Ани, звучало: «а если…», «а когда…», «а в таком-то случае…», некоторые сентенции разрушались на корню, и я подвисала, некоторые эта практика позволяла отточить. В какой-то момент, устав от «бомбёжки», я спросила Сашу, какова его образовательная концепция. «Увеличение гибкости внутренней психической среды».
Дети попадают в отражение моего внутреннего мира, во внешний мир - школу. Её концепция - внимание, в том варианте, который получился в этой беседе! - облегчение процесса обучения путём адаптации федеральных требований к индивидуальным особенностям детей, наполнение процесса обучения интересными процессами, психологическая работа над становлением эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, выработкой системного мышления.
Конечно, я много рассказывала про «Ирис», про наш раскол, разное понимание свободы. Вывод Саша навскидку («так видится») сделал такой: похоже, мои бывшие преподаватели затрудняются вести какие-то яркие процессы, и побоялись привлечения к такому «соответствию». Что ж, кому-то «яркие процессы» кажутся «пафосом», игра - лукавством, структурированность - диктатурой, а кому-то свобода и самоопределение относительно пришедшей учиться младшешкольной ребятни кажется плаванием в ваккууме, «бразильским способом» (кинул в воду - плыви, или лови мяч, стоя у окна дорогой витрины), безответственностью и… импо… а кому-то…
Всё, очередной круг мне не потянуть, выруливаю по спирали.
Аня прочитала мне по моей просьбе лекцию о том, как разговаривать с детьми. Я заметила необычную интонацию, на которую реагируют дошколятки, и пристала к ней с этим вопросом. Оказалось, это совсем не про интонацию для неё: важно, «из какого места ты говоришь с ребёнком». Взрослые, дескать, делают обычную ошибку: говорят с детьми «из головы». У тех «понималка» ещё не развита. С ними надо говорить из мест… пониже. Здесь, для непосвящённых, начинается китайская грамота: точка эволюции души, сватхистана, анахата, никакой аджны лет до трёх, слово «понимаешь» из сердечной чакры звучит как «чувствуешь». Если объяснил, не имеешь право требовать: «Я же тебе сказал сто раз! Ты что, не мог запомнить? Не понял меня?!» - а если уж понял, то - крут, постарался, молодец, сотрудничает.
Очень понравилась фраза: «хотите умных детей - стройте из себя идиотов». А то все такие умные, чего хотим, непонятно. Очень весело, с клоунскими игровыми интонациями Аня разруливает «нехочушные» моменты. «Да что ты говоришь! Вот это да. И что же делать?»
И всё-таки я со своим музыкальным слухом больше про интонации и тембры понимаю. Прямо хоть семинар устраивай: «учимся говорить с ребёном так, чтобы он слышал». Не «то, что поможет ему слышать/сотрудничать» - а именно об этом книжки Фабер и Мазлиш, к примеру, - а «как». Сверху, снизу, вектор, направление.
Дальше была теория развития: 0-1 год - минерал, развивает физику, 1-2,5 - растение, эфир, до 5 лет - животное, развиваются эмоции, к 10 годам должен развиваться человек, тело души, тело сознания, затем - сверхчеловек (душа?) Помню, было нечто про цифры, с этим связанные, в «Энциклопедии абсолютного и относительного знания» Б. Вербера, или просто в одном из его романов. Четвёрка - человек. Да только вот большинство из нас застревает на стадии «животное» - без обид, по-моему, я такое же. Эмоции вон сейчас прорабатываю. Пять-семь лет женщине, бабий век, не иначе. И с этой стадии сложно как-то… эволюционировать куда-то. Только катапультироваться. Чтобы тебя. Или - тобой.
Это про грустное. Но - есть и хорошая новость: можно же параллельно это всё развивать и раскрывать, если обучение ведётся параллельно в комфортном, экологичном формате. Да, нет воли до эмоций. А мы поучимся, скажем, через яркий процесс. Как-то так. А тем временем и к воле подойдём, на доверии и в тепле душевном.
Про стыд поговорили. Совесть сама по идее просыпается, когда к четвёрочке подходим. Ан нет! - ей очень больно, так как мы уже извне сильно застыжены.
Не просыпается посему.
Совесть-то.
Читаем статьи про стыд, обвинение и пристыживание ребёнка, и мотаем на ус.
Хотите животного? Айда винить и стыдить.
Хотите умного? Стройте из себя идиота.
Хотите…
Я вот хочу Аню в Москву пригласить, запрос уже есть. Будем повышать осознанность, заниматься медитациями, восходяще-питать сердечной чакрой своих деток.
Вот так.
А потом мы уплыли, уехали вместе, перекантовались у Ани дома - спасибо её семье за гостеприимство! - погуляли по Питеру пару дней и уехали в супер-комфортабельном поезде восвояси. Правда-правда, поезд и туда, и обратно был антиподом походной жизни, приветом шика цивилизации: еда, бельё, туалетные принадлежности в индивидуальных косметичках, кондиционер, табло «туалет свободен» с каждой стороны… Куча приятных мелочей.
…Да здравствуют возможности путешествовать!
…Здравствуй, дом. Я теперь долго-долго тут побуду, ладно?