Ирис. Оборванные лепесточки

Jun 08, 2014 14:58

ИРИС.
Игра, развитие, интерес, свобода.
Ирис-класс!
Школа-досуг, школа-фейерверк, школа-комфорт.
Так все задумывалось. И даже реализовывалось местами!
И вот ее нет.

Read more... )

школа, размышлизмы, свободное образование, личный опыт, Ирис-класс

Leave a comment

xekc June 20 2014, 18:24:48 UTC
очень много всего тут.

"Кто же расширяет область этих интересов, как не взрослый?"

Ребёнок сам расширяет. Одним из ключевых предложений, описывающих школу Саммерхилл можно назвать вот это:

"We set out to make a school in which we should allow children freedom to be themselves. In order to do this we had to renounce all discipline, all direction, all suggestion, all moral training, all religious instruction."

Тут ключевое: "all suggestion", любая форма "подталкивания" ребёнка в любую из сторон.

""Нельзя наказывать детей своими эмоциями".
Кто же наказывает? Честно выражаю эмоции!"

Взрослый человек значительно сильнее ребёнка не только физически, но и с морально-психологической стороны. Даже простое выражение личных эмоций взрослого может оказывать глубокое формирующее или травмирующее воздействие на ребёнка. Поэтому в Саммерхилле учителя очень спокойные, неавторитарные, всегда находятся на фоне детей, не выбиваются в лидеры, не стремятся становиться моделями.

"Самоуправление у того же Нилла - это управление старшими (подростками) при участии младших, которые созданием кодексов озабочены редко."

Люди любого возраста равны в своих правах, но у более взрослого человека и возможностей больше. Вообще конечно с фразы "управление старшими (подростками) при участии младших" можно очень легко скатиться в ситуацию, когда управлением занимаются только учителя, либо группа из нескольких избранных. Тогда всё развалится.

"У нас - только младшие."

Это тяжело. Создание культуры, похожей на ту, что в Саммерхилле с нуля - очень тяжёлое дело. Но отходя от равноправия людей любого возраста вы точно двигаетесь в неверном направлении. Нилл сам не знал, какое направление верное, он так об этом и говорил - "я не знаю, что такое образование, я только знаю о тех вещах, которые образованием не являются". Думаю, что забирать ответственность у маленьких - тупиковый путь.

"дальше директивы "не говорить плохих слов" мы за год так и не продвинулись."

А кому такая директива нужна?

"Бегаем сами через дорогу, разбрасываем игры и материалы, оставляем после себя грязную посуду, выносим двери телом (ой, уже не все: ручку чинили при них, теперь они вроде как бережны, так как видели усилия и прожили в жизни) - правил-то нет…"

Те, кого беспокоит каждая из проблем, должны выносить их понемножку на обсуждение и принимать решения вместе с детьми. Доверие к ребёнку (и к тому, что он способен понять проблему, понять то, что вам это важно) - тут ключевой ресурс.

"Расписание составить - невозможно, так как детям нужна свобода выбора."

В Саммерхилле есть свобода выбора и есть расписание уроков, эти две вещи не противоречат одна другой.

"Учебный процесс осуществляется в коридоре, под столом, на ковре (я - только за) с позиции тьютерства, которую называют "индивидуальный подход"."

В Саммерхилле этого не может быть, поскольку есть принцип не смешивания обучения с развлечениями. Уроки проходят в классах, по расписанию. Если ученик хочет быть на уроке - он будет на уроке. Не хочет - он уйдёт, он свободен в своём выборе. Но учитель тоже человек и урок на батуте невозможен.

"День носимся за расстроенным Ваней, день - за куксящейся Таней."

Это кажется очень неправильным. Если Ваня расстроен - он должен иметь инструменты защиты своих прав (в Саммерхилле это meeting, собрание - и возможность bring up любой вопрос) + он должен воспользоваться этими инструментами. Если не пользуется - значит недостаточно расстроен, всё в порядке.

"Пытаюсь намекнуть на возможную неинтересность обучения: может, всё болит и ничего не хочется из-за того, что мало предлагают, мало приносят - отфутболивают: "мы не пафосные" и "дети имеют право", а школьная программа - это "ни о чем", очень "бе" и вообще неудобоваримо."

В Саммерхилле учатся по довольно обычной школьной программе. Если ученик пришёл на урок и хочет работать - пусть работает. Если хочет играть, хочет что бы было интересно - пусть уходит с урока и играет. Не смешивать учёбу и развлечения - очень важный принцип.

Reply


Leave a comment

Up