Приносит мне ребёнок подарок: очаровательный рисунок с элементами коллажа, множество подписей, сердечек, всё разноцветное, прекрасное и душевное. После первых слов восхищения не удерживаюсь (язык мой - враг мой!): "...только вот буковки "я" нужно бы писать в другую сторону" - и нарываюсь на насупленное "я как хочу!"
Мне импонирует её реакция. Она - "как хочет"! Как же хорошо, что она не обиделась, что завтра я получу ещё несколько посланий. Она сильна в своей уверенности, она точно знает, что "как хочет", поэтому её мотивация не страдает. Если я не начну неправильные буквы перечёркивать, назидательно поучать, отказываться от подарков, приму все зеркальные "я", постепенно они уйдут, и через несколько лет мы обе с умилением будем рассматривать эти дары.
Другой ребёнок долгое время с нами не "говорил", а "гаравил", не "кололся", а "колился" (наша третьеклассница Маша М. до сих пор "прятается")), одевал вместо комбинезона "пигазон", не поворачивался, а "паравачивался", и старший всегда исправлял, а я повторяла и культивировала, обсасывала и облизывала звучания, уже заранее скучая по этим смешным словечкам. Где они теперь? В виде архивов в одной из трёх тетрадочек, хоть издавай новую книжку-чуковского "от двух до пяти".
Третий, то бишь первый ребёнок, выросший благополучно и из "салёмота" (у Маруси был "масалёт", а Митя, как ни странно, говорил это слово до скучного правильно - видимо, чувствовал, что вариантов не осталось), зеркальных букв и асфальтовой болезни, так и остался в школьных тетрадях, которые я без сожаления в прошлом году повыбрасывала, "серёжей-старайся", "сергеем-аккуратнее" и "очень грязно" - дисграфия (знают ли преподаватели о такой штуке, вот вопрос). Это не мешает замечательному математику, его классной руководительнице, пробившись через кляксы-помарки и полное игнорирование каких бы то ни было строчек-клеточек, оценивать его работы по высшему разряду. В итоговой работе за шестой класс он решил сложную задачу (я решала параллельно - еле справилась, сидела дольше минут на 10), случайно прочитав в условии 4 вместо 6 ("...если бы сторона увеличилась на 6"), получил неправильный результат. Учитель дала ему балл: "ход решения правильный, ошибка - дурацкая". К человеку - человеческое отношение. Спасибо ей за всё.
Полина решает задачу блестяще. В оформлении пишет другое число в ответе. Ругать человека за "невнимательность" - как?! Это приобретается, ребёнок в процессе. Если ему сказать "будь внимательнее", ничего не изменится. Если, к примеру, напряжённым вам говорят "расслабься"... Кому интересно - послушайте мою хулиганскую песню на эту тему у меня на страничке в аудиозаписях ("релакс"). Сетую: "Девочка моя, жалко твоей работы!" - "Ой!... Всё, исправила". Инцидент исчерпан. Скорее всего, Полина не станет сразу же более внимательной. Зато она продолжит решать задачи с удовольствием (в том году поднывала).
Настя печатает "Настя К. фея...", возится с ворд-артом, Серж помогает, все увлечены. Спрашиваю: "Настюш, это ты, что ли, фея? Или ты пишешь рассказ с названием "Фея..."? Объясняет. Я же объясняю, почему усомнилась. Решаем сделать так, чтобы другие не усомнились: ставим тире. Возможно, она много раз после этого сделает подобную ошибку. Возможно, чуть меньше, чем могла бы в других обстоятельствах. Одно несомненно: она будет столь же увлечённо сочинять, писать, печатать.
А. категорически отказывается писать, даже буквы, даже букву. В конце дня решает завести книгу опытов. С увлечением щёлкает степлером, "сшивая" листы "книги", пишет первую за неделю фразу ("Книга экспериментов А.") удивительно ровным и красивым, на мой взгляд, почерком. Мы с Машей рады! А мама обращает внимание на то, что ребёнок написал заглавие... не с той стороны. Вместо поощрения и подпитки мотивации сын получает негативную реакцию. Жаль!
Мама N. в ярости. Её можно понять: ребёнок в коридоре, "на одной ноге", одеваясь, высчитывая площадь-периметр, неправильно вычисляет что-то вроде "дважды два". (См. предыдущую историю про серёжину шестиклассную задачу). Формулу знает, вычисляет в уме, с удовольствием, в охотку, вся на подъеме после "познавательной прогулки", во время которой были измерены все скамейки в парке, столики, качели и футбольные поля, исписаны мелом поверхности, к неудовольствию вездесущих старушек, не желающих принимать оправдания тем, что первый же дождь "смоет все следы"... - приключение закончено недовольством самого авторитетного в её жизни человека. Будет ли она свободно думать? Захочет ли - если знает, что за ошибку - на крест? Это мы знаем, что нельзя опираться на мнения других (даже самых близких). И то - не все. Не всегда. Не опираемся, но занозят зачастую. А дети - именно опираются. И родительская защита, часто превращаясь в домоклов меч, тормозит развитие.
Прошу вас, заклинаю: поощряйте! Хвалите не за результат, а за попытку, за старание, за проявление интереса. Вы очень поможете педагогам. Не говоря уж о детях.
Я заклинаю себя с благодарностью получать подарки, не смотреть в зубы "дарёному коню". Отслеживать уровень "завышенности ожиданий" своих.
Прям аминь.