Через полгода после ухода на семейное обучение "отчитались" по всем фронтам

Jun 06, 2013 01:56

Вторая, и последняя в этом учебном году аттестация прошла успешнее предыдущей: ребёнок зачем-то стал почти отличником (уходили на семейное с кучей троек). Я эти пятёрки, честно говоря, коллекционировала - ради интереса, забавно смотреть на табель, там в большинстве граф за три триместра - «3,4,5». География, биология, история и обществознание - тесты, математика - письменная работа, русский язык - диктант с грамматическим заданием, а вот с остальными предметами всё сложнее.
Мои впечатления.
Во-первых, много теории. Ребёнку, очно обучающемуся в школе, совершенно незачем отвечать на такое количество вопросов: по рисованию он получает баллы за практические работы, по музыке - в основном за то, насколько хорошо знает слова песни, по физкультуре, соответственно, за «нормативы». А мы заучивали море информации об олимпийских играх и пейзажистах, Чарлзе Айвзе и Артемьеве (я со своим музыкальным образованием просто отдыхаю в сторонке, преклоняясь перед программой общеобразовательной школы), материалах живописца и скульптора и определениях физических качеств. Если принять во внимание, что Серёжа не особо любит разговаривать, затрудняется с пересказами, изложениями, легко сбивается с толку в психологическом плане (стоит ему с чем-то не согласиться, спорить не будет, но замкнётся и замолчит на полчаса), приходилось учить наизусть темы - списками, таблицами, которые я для него составляла. Файлик по изо, файлик по музыке, файлик по физ-ре… Ложились с ними спать и подсовывали в еду. Конечно, это хорошо для общего развития. Конечно, что-то ему это даёт. Но без этого бы мы прожили точно, и напрягов было бы меньше. Вот, пытаюсь теперь вести переговоры в школе, чтобы перейти на аттестации в форме экстерната. Пока на меня смотрят с ужасом («Как это возможно, чтобы не было оценки за предмет Базисного Учебного Плана?!»), а мне не хватает юридических знаний. Дипломатическим путём договорились «договориться», обсудить ближе к сентябрю вариант упрощения теоретической части. Ну, об этом я написала в комментарии к собственному предыдущему посту «аттестация в форме экстерната».
Изо. Рисовать трудно, потому что не хочется. Часами, днями ходит вокруг мольберта. Нарисованное не удовлетворяет, часто стирает, мажет, психует. Задают по несколько работ в разных техниках: графика, карандашный портрет, акварельный пейзаж, натюрморт… лепка… И - теоретическая часть. Перед кабинетом перечислил всё, в классе - два пункта из шести. Потом сказал, что обиделся на то, что учитель раскритиковала рисунки (хотя сначала сомневалась, что это он сам нарисовал) и не мог сосредоточиться. Перечислил русских пейзажистов - с «запасом», в районе десяти из пяти, а учитель спрашивает: «а зарубежных?» У него опять ступор (не задавали, типа). Я ему - вслух: «черепашки ниндзя!» Мы с учителем хихикаем, ребёнку что-то вообще не смешно. Ещё вопрос «на засыпку» - про эскиз. Конечно, это общая эрудиция. И поговорить об этом приятно и полезно. И часто зачёт превращается в познавательную лекцию (особенно в случае с учителем литературы) - но зачем это оценивать? Ещё проблема в том, что учитель считает, что изо - это просто, приятно и быстро. Укоряет, что столько времени было, а рисунок не доведён до совершенства. Ну, это обычная практика: кто же из учителей принимает во внимание, что у нас таких «требований совершенства» - двенадцать в триместр… Натянули «пятёрку».
Физкультура. Один - «важный», председатель методического  объединения -  учитель дал задания: теория, практика. Возмутился моим предложением «просто погонять по практике»: «мы же им здесь и знания даём!». (Хотела бы я провести следственный эксперимент: прийти в 6 класс «А» и опросить физкультурных отличников про историю Олимпиады и определение выносливости). Другой - «наш» - сел и сказал: «ну, рассказывай, что там у тебя было, я даже не знаю». Серж протараторил про олимпиаду, а когда начал перечислять чемпионов, ковырявшаяся в «каптёрке» рядом учительница началки запричитала «какой молодец!», а «наш» учитель замахал руками и отправил восвояси - видимо, испугался, что сейчас будет всех 800 перечислять. В итоге зачёт проходил 3 минуты, на перемене. Никакой практики не требовалось. Это мы «поумнели»: наизусть вызубрили. В предыдущий раз я ему дала почитать, он, вроде, всё понял (а что там понимать-то, в правилах игры в волейбол, технике безопасности и закалке), а сказать ничего не смог. Поэтому - только наизусть. Как дятлы. На «пятёрку».
Музыка. Программа такая, что можно, по-моему, в музыкалке после её изучения музлитературу не глядя сдать: духовная музыка, полифония, камерные жанры, симфонический концерт, музыка кино - и барды приплетаются. В тесте перепутал балет «Ромео и Джульетта» с увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» (первый написал Прокофьев, вторую - Чайковский) и Айвза с Артемьевым (композиторы 20 века, один написал «Космический пейзаж», другой - «Мозаику»). Похоже на теорию по физ-ре? Ни звука музыки, обводим буковки. Наряду с такими замороченными вопросами - полная туфта типа «Кто написал «Времена года?» 1. Вивальди, 2. Не Вивальди. И что-то в этом роде, с ответами типа 1. Свиридов, 2. Корней Чуковский, 3. Микки-Маус. Я, конечно, преувеличиваю, но похожим образом тест составлен.  Подтёрли ластиком неправильный ответ, натянули «пятёрку».
То есть, понимаете ли, отношение-то доброжелательное. Волнует другое: театр абсурда всё это напоминает. Помесь театра абсурда с институтской сессией. Я бы с удовольствием избежала такого опыта в жизни своей.
ИКТ. Тут всё интересно. Дело в том, что информации по предмету НЕТ. Ни учебника, ни ссылок в интернете. Учитель объясняет это своей самобытностью, научными степенями и регалиями, и ещё какими-то фантомными «авторскими правами»: типа, информацию такого рода в интернет не выкладывают. Речь идёт о том, что такое сложная анимация, колонтитулы и проч. (пауэрпойнт).
То же было с экселем и диаграммами. «Вот видите», - сказала мне она тогда, - «у него теория слабее практики: работу-то он сделал, и на вопросы письменно ответил, а начала его спрашивать - опять всё путает». То есть здесь тоже власть определений, формулировок, терминологии. Наш папа хорош в компьютерах, однако и он её с трудом понимает - я уже сама не пошла, его заслала, чтобы испорченного телефона не было. Как я могу обучать ребёнка по программе, которая существует только в голове у другого человека, и получать за это деньги, в которые меня тычут? Мы приходим с вопросом «что Вы имеете в виду?» (консультация), она всё рассказывает, Серж учит, опять же, наизусть и приходит сдавать. В его презентации она пыталась переделать последовательность пищевой цепи, доказывала, что нужно выставить картинки слева направо от хищника к жертве. Серж упёрся рогом! Ну и правильно. Получили «можете больше не приходить», в цифрах - четыре балла.
Ещё интереснее то, что «в итоговом аттестате будет общая оценка с 5 по 9 класс, так что нужно их получать сейчас» - а девочки у нас… шьют. То есть эта часть учебного плана называется «технология»: у мальчиков - компьютеры, у девочек - домоводство. Чудеса.
Литература. Сложности во взаимопонимании с учителем. Глубоко копает, вгрызается в контексты, даёт читать наукообразные инструкции к тестам, ссылается на федеральные требования «глубокого понимания текста» (опять зацепились в смысле «где этому учат?»), много вопросов из серии «как ты думаешь, почему» и «зачем автор это сделал?», в каком-то совершенно, на мой взгляд, медитативном стихотворении Есенина обнаружился мотив надежды (чуть-чуть поспорили - но кто я такая, чтобы словесника переспорить), в Лескове не прошла мысль о пренебрежении талантами (главная мысль, оказывается, всё-таки любовь к Родине, и связано это с битым кирпичом - ну, убейте меня, ребяты!!!), да и вообще тест был за весь год, и доказать, что за Пушкина-Пущина он свой трояк в первом триместре у неё уже получил, и я за них не отвечаю, не удалось. Четыре балла.
Русский. Учитель после диктанта: «Если не придираться, это «пятёрка» (слово «искусственный» с одной «с»). Приходите на тест, завтра класс будет писать». Пришли на тест, написал на четыре, за аттестацию почему-то всё-таки решили «придираться» - 5/4, итоговая - четыре. Спрашивается, зачем припёрлись на тест. Ну и фиг с ним. Просто, напоминаю, я коллекционировала дурацкие пятёрки.
История, обществознание - чуть не свалилась под стол. Ни одной ошибки в тесте по истории России! И это по предмету, который меня бесил, волновал, мучил с начала пятого класса. Есть, значит, толк в лентах времени, ментальных картах, конспектах, таблицах, интерактивных упражнениях. Уф! Выдохнули. Второй раз обрадовались результату по биологии. Серж вообще сейчас себе микроскоп купил, а в школе от биологии стонал, с «двойки» на «тройку» перебивался.
Математика - супер-учитель (наша классная руководительница), непонятное на перемене может объяснить, если заскочить к ней между уроками, баллы ставит даже за правильный ход мысли, а если правильный ответ исправлен на неправильный, засчитывает первый (с оговоркой: «вы там наподдайте Серёге как следует, чтобы глупостей больше не делал»)
Такие дела.

школа, свободное образование, личный опыт, 5-8 класс

Previous post Next post
Up