maysuryan в не самой вежливой, увы, форме потребовал от меня "пруфов" моего утверждения, что Троцкий не понимал сущности фашизма и считал, что Вторая мировая война будет простый переизданием Первой, а значит, осуждение "священного мира" (l'union sacrée) - стратегии совместных действий нескольких групп населения - закономерно и необходимо. Троцкий не понимал, что мир стоит перед совершенно новым феноменом фашизма - концентрированного империалистического порыва, концентрированной расовой ненависти, концентрированной воли закабалить рабочую силу.
Поскольку прямо такими словами это не написано в "Бюллетене оппозиции", то
maysuryan считает, что этого не было. Он безусловно верит биографу Троцкого Исааку Дойчеру, который уверял, что Троцкий отлично понял фашизм и вообще был "пророком". Дойчер и сам был троцкистом, так что веру его в пророческие способности Льва Давыдовича можно понять.
В отличие от
maysuryan'а, Троцкий отлично понимал разницу между пропагандой и реальной политикой. Как и любой искушенный политик, публично и приватно он говорил разные вещи. Антифашизм был чрезвычайно силен среди рабочих на Западе, которые видели в нем силу, способную организовать разные группы населения - от пролетариата до мелкой и средней "левой" буржуазии (при условии ее антифашизма) - для сопротивления сверх-реакционной, сверх-консервативной, сверх-жестокой идеологии фашизма. Была необыкновенно популярна и идея "Народного фронта" - опять таки сотрудничество всех антифашистских сил от народных до части антифашистской буржуазии. О популярности идее "Народного фронта" говорит, например, стихийное слияние социалистической и коммунистической манифестаций в Париже в 1934 году историки называют "литургией единства". Это было именно народное стремление, стремление низов. На "верхах" все было иначе -Социалистический Рабочий Интернационал и Коммунистический интернационал до 1935 года находились в состоянии холодной войны, да и после этой даты не смогли наладить даже минимальное сотрудничество даже против фашизма. Что же касается буржуазии, мелкой и средней, то антифашисты считали необходимым оторвать от этого класса левую, антифашистски настроенную часть, а не усилить ей силы фашизма.
Даже правые социалисты, враждебно относящиеся к СССР, в 1934-1937 публично не высказывались против антифашизма или Народного фронта, потому что это значило бы потерять поддержку рабочих масс. Избегали ясных высказываний на эту тему и троцкисты. Как и правые социалисты, Троцкий отвергал и идеологию антифашизма и стратегию "Народного фронта". "Народный фронт", по его мнению, был простым повторением "священного союза", который в Первую мировую войну защищали французские социалисты-шовинисты. Публично он этого, конечно, не говорил. Но в личной переписке со своими проверенными приверженцами Троцкий был вполне откровеннен по поводу этих вещей.
Jean Rous был одним из близких сотрудников Троцкого, человеком, пользующим его абсолютным доверием. Во время испанской гражданской войны Jean Rous был эмиссаром Троцкого в Испании. В письме Jean Rous от 20. VII. 1935 Троцкий высказал свое подлинное отношение к антифашизму (перевожу с французского): "Антифашизм это ничто, это пустое понятие, которое служит лишь для того, чтобы камуфлировать подлости сталинистов", измену рабочему классу, новый "священный мир" с буржуазией.
Процитировано в: Jean Paul Joberts, “Trotsky et Le Front Populaire”, Cahiers Léon Trotsky, Jan. 1982, p. 40.
Обращаю особое внимание на то, что письмо процитировано в издании, трепетно относящему к Л. Д. Троцкому.
Этот "пруф" - первая ласточка. Когда будет досуг, приведу - возможно не переводя, а просто ссылаясь, и другие "пруфы". Потому что, все эти доказательством - с поиском источников, переводом, написанием статьи-контекста, требуют много времени и спокойного настроя.
Я не уверена, что в этот глубоко трагичный период, в это мучительное время смогу позволить себе такую роскошь - переводить и полемизировать.
В заключение песня для тех, кто поймет, почему я ее здесь поставила (ради пары строчек - "en mis notas soy extenso, etc."):
Click to view