Спасение Йосефа

Nov 26, 2010 02:27

Ребе говорит, что если мы сравним два комментария Раши (на Бер. 40:1 и 40:23), то возникает интересный вопрос ( Read more... )

Leave a comment

Comments 3

r5gor November 26 2010, 09:04:53 UTC
очень интересно, спасибо.
Имею наглость привести здесь - для баланса - классическое объяснение. Если оно покажется вам неуместным - можете стереть, я не обижусь.))
Мидраш Раба и Мидраш Танхума: из-за того что Йосеф сказал два лишних слова (вэзкарани и ватизкарани, "запомни про меня" и "напомни про меня фараону"), он пробыл в тюрьме еще два года. Ибо надеялся не на Ашема, а на людей!
Но ведь он потому и вышел, что министр виночерпиев рассказал фараону про тот эпизод. Получается, что не зря того попросил!
Хидуш: не зря. Но из двух слов видим, что на самом деле понадеялся на человека. А если бы надеялся только на Ашема - сказал бы только одно слово и тогда не сидел бы, а вышел сразу!
И еще. Кли-Икар. Почему два года, а не два месяца? Потому что сказал тизкартани, но бат-коль сказала: тишках. По гиматрии они равны, оба слова - 728. Плюс два дня за те два слова. Получаем 730 дней. Ровно два года!

Reply

eli_me November 26 2010, 10:33:57 UTC
Большое спасибо за интересную Двар Тойру! Я думаю, что Ребе отлично знал это тоже, просто он хотел показать, как можно совместить два, на первый взгляд, противоречивых комментария Раши.

И одно замечание (возможно, лучше сказать вопрос) к Вашего пшату: машма, что одно слово Йосефа виночерпию было иштадлус (и, следовательно, хорошо) и ТОЛЬКО второе было лишним (а значит проблематичным в глазах Б-га).

Почему же тогда Йосеф был наказан ДВУМЯ лишними годами?! Должно было быть по идее ТОЛЬКО один ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГОД!

ИМХО, у Ребе этот пункт объясняется лучше.

Однако, вопрос почему именно ГОДЫ (а не месяцы, например) гематрия объясняет очень красиво.

Вобщем, ещё раз большое Вам спасибо, что нашли время на коммент к моему посту (не зря старался :))!

Гут Шаббес!

Reply

r5gor November 26 2010, 11:11:57 UTC
"почему, если лишним было второе слово, а не оба сразу, он наказан двумя годами, а не одним?" - вы это спрашиваете, верно?
Он был бы наказан одним годом, если бы первое слово произнес с верой в Ашема, а второе добавил с верой в человека. Но в том-то и дело, что он ОБА слова произнес с верой в человека.
Т.е. обычным образом у нас в любом действии всегда присутствует одна кавоне, а не две различных. Так и у Йосефа.
И именно по двум его словам мы видим его истинную кавоне.
Ну, вот как-то так. Гут-шабес.

Reply


Leave a comment

Up