Израиль подписал соглашение о безвизовом въезде с более, чем полутора сотнями стран. Но у многих репатриантов был не обычный загранпаспорт, «даркон», а усеченный, «лессе-пассе». Должны ли и на него распространяться соглашения о безвизовом въезде?
По тексту эти соглашения распространялись на regular passport. И нам удалось убедить десятки стран, что антоним слова regular - это не provisional (так назывался «лессе-пассе»), а diplomatic.
Мы начали с Германии, а немцам, очевидно, было евреям отказать тяжелее, чем другим странам. Вооружившись первым успехом, мы предложили такое толкование всем остальным. C какими-то МИДами получилось легко, с какими-то было сложнее, но постепенно, за десять лет, мы «уговорили» 61 страну пропускать израильтян с «лессе-пассе» без виз.
Может быть, в израильском МВД поняли, что эту войну они нам проиграли, а может быть, они, наконец, услышали израильский МИД, который был на нашей стороне в вопросе о том, что толку от «лессе-пассе» все равно никакого, зато вреда очень много.
Дело в том, что у каждой страны в IATA (организация авиаперевозчиков) количество видов паспортов ограничено, и эти дурацкие «лессе-пассе» занимают лишнее слоты.
В итоге, несколько лет назад была, наконец, принята эпохальная девятая поправка
к закону о паспортах, которая гласит, что новые репатрианты получают «даркон» так же, как уроженцы Израиля, без «карантинного» периода.
Обычно это происходит по истечении трех месяцев с момента получения гражданства. Для тех, кто очень торопится, эти три месяца тоже можно «сжать» почти полностью. Одна из составляющих этого процесса - подписание декларации, в которой человек заявляет, что он отказывается от трех месяцев ожидания для принятия решения о получении израильского гражданства. Подписывая декларацию, человек заявляет о том, что он уже прямо сейчас уверен в том, что израильское гражданство ему вполне подходит, и он готов принять его сразу. Это, соответственно, приближает его к получению «даркона».