Jan 02, 2013 00:19
Осторожно! Не судите других - засудите сами себя!
В иудаизме очень сильно порицается суждение людей в плохую сторону.
В Пиркей Авот есть даже 2 предостережения по этому поводу. Одно из них говорит, что нужно cудить каждого человека в лучшую сторону, а второе говорит, что нельзя судить ближнего пока не окажешься на его месте. Алтер Реббе поясняет, что оказаться на месте ближнего в полном смысле этого слова невозможно, поэтому вообще следует отказаться от плохих суждениях о других.
Баал Шем Тов кроме всего предостерегал, что вынося в своих словах и мыслях приговор другим, на самом деле мы подписываем приговор сами себе!
Так Баал Шем Тов комментировал выражение из Пиркей Авот (3:16) "и наказывают человека с его ведома и без его ведома", что Свыше наказывают человека только "с его ведома", когда он сам выносит себе этот приговор; но человек выносит этот приговор "без его ведома": Вс-вышний посылает к нему другого человека, совершившего подобный грех. Высказывая свое мнение, какое наказание полагается другому за его грех, он тем самым выносит приговор себе самому, и тогда он получает такое же наказание. И это означает "с его ведома и без его ведома", "с его ведома" - его собственное решение, но это приходит "без его ведома", он не знал, что тем самым он выносит приговор также себе самому.
------------------
На первый вгляд это концепция очень сильно напоминает широко известное выражение Ешу “не судите и судимы не будете. Я спросил у рав Хазкелевича, чем отличается еврейская концепция от христианской, и он дал 3 ответа по этому поводу:
Рав Хазклевич:
"Этому сказанию может быть много объяснений. Всё воздается "мера за меру". Если ты судишь, то и тебя судят. Это не то, что кто-то вынес сам себе приговор, говоря о ком-то другом. "Вообще не суди!"
Второе: Иисус общался с простонародием. Ессеи (которые, я считаю, были его замкнутой паствой) гордились своей необразованностью, простотой, простодушием. Их простота выражалась на каждом шагу. Они, например, считали, что все женщины изменяют... Суд у них был жесткий, обжалованию не подлежал. Судили по букве, как написано в Торе, согласно их же простецкой интерпретации. Думается, что, как простолюдины, они имели суждение по любому вопросу, судили любого человека по своей модели. Иисус их поучает, что выносить приговор следует только на основании взвешенных свидетельств, не судить преждевременно, не судить самому. Это все согласуется с духом и буквой Мишны и Талмуда. Это было то, на чем воспитывался Иешуа в годы своего учения в Храме (ученики в Палате Тесанного Камня(?).
Само поучение Баал Шем Това, служит объяснением к Мишне, что приговор человеку выносят "с его согласия (мнения) и без его согласия". Однако иллюстрацией этому пояснению Баал Шем Това может служить притча, которую рассказал пророк Натан царю Давиду в Книге Царей. Давид выносит приговор какому-то безымянному похитителю единственной овечки. Затем пророк говорит царю: Ты -- тот человек!
Давид только что сам себе вынес приговор. Вместо того, чтобы преследовать пророка, Давид заплакал. Он много плакал, был наказан, сочинил 51 псалом, в котором мы все учимся раскаянию.
Но эта модель вынесения приговора была уже известна из Библии. Имел ли Иешуа в виду эту модель? Правильно ли переданы его слова в евангелиях? Если внимательно заглянуть, то из евангелий мы ничего не узнаем о каком-то особом учении Иисуса. Только полемика с саддукеями и фарисеями, случайные разговоры, исцеления, почти ничего конкретного. Существуют тайные, неканонические евангелия, но от них организованная церковь давным-давно отказалась. В них содержится ересь...."
Баал-Шем-Тов,
судить,
Пиркей Авот,
ешу