Гессе. Демиан

Oct 10, 2011 20:01

Прочитала "Демиана". Раньше не читала. Понравилось. В книге есть, на мой взгляд, недостатки, но занудствовать и перечислять их не хочется. Написано сильно и чувствуется, что правдиво. Вспомнила и местами узнала себя; хотя я была куда крепче и счастливее; да и вообще задумалась над жизнью. Почему ребёнок, которого любят родители и который знает об ( Read more... )

Демиан, литература, Гессе

Leave a comment

Re: прочитал :) elgreco239 October 17 2011, 21:00:38 UTC
Спасибо! Интересно сравнить мнение. Мои комментарии на эту тему:
1. Это патологический случай с точки зрения здорового, психологически крепкого человека. На самом деле я знаю вполне нормальных и очень интересных людей, которые проходили через периоды неустойчивости и отрицания самих себя. То, что жизнь шла мимо - он просто своего места в ней не мог найти, да и родительский мир его от этого поиска оберегал. Мне тоже знакомы некоторые душевные муки персонажа и самоотрицание, хотя мое детство и отношения с родителями были очень счастливыми.
2. Да в общем-то, вся философия сводится к тому, что надо быть самим собой и не казнить себя за это, пытаясь вычистить все в душе и мире до стерильного состояния. Мысль опять же большинству очевидная, а мальчику дорого далась.
3. По-немецки я ни уха ни рыла, по-русски и по-испански язык понравился. Повествование тяжеловато, это есть.
4. Я думаю, он не подписал, потому что стыдно было описан сам Гессе. И еще какие-то формально-политические причины были вроде, в Википедии пишут.

Насчет беззащитности и неуверенности сейчас я думаю так. Он и родители любили друг друга, но были очень разными; он знал, что родители хорошие люди; и что его собственное "я" родители бы осудили, поэтому он не доверял себе и осуждал себя заранее и очень категорично. Отсюда неуверенность и неспособность противостоять манипуляциям, позже - неустойчивость. Будь он подальше от родителей, не так привязан, ему все далось бы легче, но он слишком им доверял, а они внутренне не принимали слишком многие вещи. Не знаю, права ли я.

Reply

Reply to reply ivanoff272 October 18 2011, 00:32:11 UTC
1. в принципе, согласен, но здесь родительский мир его от этого поиска оберегал корень проблем, имхо
в условиях нашего культурного пространства мол.чел. мог бы легко и красиво уйти от проблем по столбовой дороге под названием "водка", и поминай как звали
2. "Зло это отсутствие добра" (I think so), а данная небезобидная! ересь скорее в направлении манихейства: Учение Мани - это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
т.е., доводя агрумент до конца "можно быть скотом, если это твое внутреннее "я" по-настоящему этого хочет" -- бабаяга (я) против

PSОн и родители любили друг друга, но были очень разными; он знал, что родители хорошие люди; и что его собственное "я" родители бы осудили, поэтому он не доверял себе и осуждал себя заранее и очень категорично. Отсюда неуверенность и неспособность противостоять манипуляциям, позже - неустойчивость. Будь он подальше от родителей, не так привязан, ему все далось бы легче, но он слишком им доверял, а они внутренне не принимали слишком многие вещи. Не знаю, права ли я.

я думаю, Вы правы ... но все-таки он (и в этом неправы родители) был сильно далек от реальной жизни ... 2 месяца на конвейере (вар. на сельхозработах) во время летних каникул очень бы помогли ему найти себя :)

ПС мне кажется, некая разница в восприятии в том, что я смотрю на проблему скорее глазами офицера /фельдфебеля :-/, а Вы скорее глазами родителя

Reply

Re: Reply to reply elgreco239 October 18 2011, 07:44:04 UTC
> в условиях нашего культурного пространства мол.чел. мог бы легко и красиво уйти от проблем по столбовой дороге под названием "водка", и поминай как звали
В условиях своего культурного пространства он было пошёл по сельской дороге "плохое местное вино", но, к счастью, свернул. Тоже интересно, что нашлись силы свернуть.

> небезобидная ересь
Если внимательно почитать, то на самом деле никакого настоящего зла этот ребёнок и молодой человек не желал (в разговоре с Демианом на замечание, подобное Вашему, тот отвечает Синклеру - "ну не будешь ты убивать и насиловать девушек"). Просто он не мог жить в стерильном мире и воспринимал все отклонения от блистающей чистоты (с некоторым запахом хлорки) в самом себе как зло. Все свои естественные инстинкты, без которых человеческий род бы вымер, он проклинал как нечистое. Отсюда - направленность на самоуничтожение. Философия его просто предлагает не уходить в идеальный мир от реального и принять его таким, как он есть, принять себя и уже от этой точки идти к себе самому настоящему.

На самом деле можно и быть скотом, если "настоящее я" этого хочет, но это влечёт последствия, как практического плана (нежелание других общаться с тобой, сидение в тюрьме, даже насильственная смерть), так и душевного (настоящей радости в жизни не знаешь). Я не знаю, есть ли люди, настоящее я которых действительно хочет быть скотом. Если они есть, то им уже плевать на все философии.

> два месяца на конвейере (на сельхозработах)
Это, безусловно, очень полезная вещь для всех. Например, один известный физик в подростковом возрасте на каникулах жал пшеницу серпом. Это не особенно ему понравилось, и он твёрдо решил учиться как следует. Однако, как ни странно, это не помешало пройти ему через период неустойчивости уже после защиты диссертации (преподавал, но науку оставил, в свободное время исключительно читал декадентов, пил и вообще вёл богемную жизнь). Потом это прошло. У меня не было подобного опыта :) Зато был опыт самоосуждения и презрения к себе, который сельхозработами тоже не исправлялся. Поэтому мне и интересно - эта дурь для всех обязательна, или можно ее как-то избежать? Тем более, потомство надо воспитывать, а у него еще в очень малом возрасте уже чрезмерно много в голове неожиданных идей и чувств... (тут Вы меня быстро вычислили)

Reply

Re: Reply to reply ivanoff272 October 18 2011, 08:49:22 UTC
он было пошёл по сельской дороге "плохое местное вино", но, к счастью, свернул
с этой дороги свернуть намного легче :)

Если внимательно почитать, то на самом деле никакого настоящего зла этот ребёнок и молодой человек не желал
у меня нет претензий к Синклеру, у меня есть вопросы к прожженному литератору Хессе, который эту "философию" чудесно пропихнул --- не верю, что "просто так"

не знаю, есть ли люди, настоящее я которых действительно хочет быть скотом. Если они есть, то им уже плевать на все философии.
gm ... такие люди есть (по факту) -- только для того, чтобы оправдать себя и не считать себя скотами, они и придумывыют философии типа "зло есть составная часть каждого из нас, как и добро"

два месяца на конвейере (на сельхозработах) - Это, безусловно, очень полезная вещь для всех.
вот я и не избежал такой стези :) ну, не в армию же парня сразу посылать, чтобы "стал мужчиной" :)
насчет девочек, кмк, у них многое по-другому, они значительно более критически относятся к себе ...

потомство надо воспитывать, а у него еще в очень малом возрасте уже чрезмерно много в голове неожиданных идей и чувств...
я в этом вопрос пока чистый теоретик (увы), но всегда есть надежда на разум

Reply

Re: Reply to reply elgreco239 October 18 2011, 09:52:33 UTC
> у меня нет претензий к Синклеру, у меня есть вопросы к прожженному литератору Хессе, который эту "философию" чудесно пропихнул --- не верю, что "просто так"
Не просто так, и я думаю. Гессе и есть сам Синклер, плюс некоторые второстепенные персонажи - это видно невооруженным глазом. Видно, что автору еще больно. Я это заподозрила, потом почитала Википедию :) - так и оказалось. Жалко человека. Часть "плохого", о котором он пишет, никакое не плохое, а совершенно нормальное. Ну а часть - плохое. Конечно, почти в каждом человеке есть оно есть. Но не надо себя за это ненавидеть и презирать: это отнимает силы и не дает стать лучше. Не надо стараться влезть в чужой костюм, все люди разные. Это все банальности, но эти банальности детям и молодым обычно неизвестны.

Reply

Re: Reply to reply ivanoff272 October 18 2011, 08:56:08 UTC
Например, один известный физик в подростковом возрасте на каникулах жал пшеницу серпом. Это не особенно ему понравилось, и он твёрдо решил учиться как следует. Однако, как ни странно, это не помешало пройти ему через период неустойчивости уже после защиты диссертации

у меня тоже уже было 2 фазы "высокой турбулентности" когда размыты ориентиры и "летим исключительно по приборам", одна после диссера, вторая 5 лет спустя --- обе возникли из-за наложения минимумов в профессиональной и личной жизни --
вопрос в том, что удалось не бросить штурвал, т.к. разум подсказывал, что "когда-нибудь этот туман закончится"

но не знаю, насколько этот маленький (personal) опыт ценный

Reply

Re: Reply to reply elgreco239 October 18 2011, 09:57:35 UTC
Для меня - очень ценный.

Минимумы, да, помогают турбулентности :( Плюс, наверное, чувство завершения чего-то важного и пустоты от этого - "некуда бежать". Хорошо, когда ум и сердце подсказывают, что есть куда бежать, просто не видно. Вот в Вас было это внутреннее чувство, которое не дало бросить штурвал. А как Вы думаете - откуда оно бралось? Из детства?

Reply

Re: Reply to reply ivanoff272 October 18 2011, 11:00:53 UTC
чувство завершения чего-то важного и пустоты от этого - "некуда бежать"
скорее "нам некуда больше спешить, нам некого больше ..." и так далее :)

было это внутреннее чувство, которое не дало бросить штурвал. А как Вы думаете - откуда оно бралось? Из детства?
да кто его знает, откуда ... Вы же знаете, Скорпионы они вредные и так просто не сдаются :)

PS фаза турбулентности в обоих случаях пришлась на конец января -- возможно, приход весны все изменил -- "надо только выучиться ждать ..."
http://www.youtube.com/watch?v=oWCMa7k2j74

Reply


Leave a comment

Up