Ламповый звук

Jul 31, 2020 11:16


Получив на практике результат в качестве «лампового звука» от транзисторного усилителя и сделав некоторые предположения, я заинтересовался более глубоким исследованием причин данного феномена. И вот что удалось найти.




Полностью статей приводить не буду, только выдержки и ссылки на источники.

[цитата]
Повышенное выходное сопротивление УМЗЧ позволяет повысить уровень нижних частот и снизить нижнюю граничную частоту сабвуфера.

Иногда повышенное выходное сопротивление воспринимается как «мягкий ламповый звук».

Во всех случаях при повышении выходного сопротивления возрастает «яркость» звучания (вероятно, так воспринимается подъем АЧХ вблизи частоты раздела полос АС). При дальнейшем росте сопротивления «яркость» повышается настолько, что звучание становится резким и неприятным. Причем «бубнение» АС обычно начинает заметно сказываться при гораздо большем значении этого параметра. Кроме повышения «яркости», отмечается увеличение «рельефности» стереозвука. При этом звук «отрывается от колонок и заполняет собой все помещение»

Усилитель с регулируемым выходным сопротивлением, кстати на ИМС TDA-7294. Статья опубликована в журнале “Радио” №№ 4,5 за 2008 год.




ЛИТЕРАТУРА
0. Усилитель с полевыми транзисторами на выходе
1. Рогов И. Регулирование выходного сопротивления УМЗЧ посредством комбинированной ООС. - Радио, 2007, № 10, с. 17-19.
2. Маслов А. УМЗЧ с регулируемым выходным сопротивлением. - Радио, 2002, №   12, с.   18.
3. < ftp://ftp.radio.ru/pub/2007/10/combinOS.exe >.
5. http://www.electroclub.info/invest/tda7294.htm
6. http://www.electroclub.info/article/power_sup_amp.htm
7. Агеев С. Сверхлинейный УМЗЧ с глубокой ООС. - Радио, 1999, №   11, с. 13-16.
8. http://www.linn.co.uk/aktiv_crossovers_and_cards/08.04.2008


Получается как бы ползунок регулировки звука от обычно-привычного до максимально «лампового». Но т.к. характер этого звука сильно зависит от конкретной акустической системы (АС) и от применяемого в ней фильтра (кроссовера), то следует иметь ввиду, что пространственный звук получается лучше всего от симметричных современных АС, в которых ВЧ-динамик расположен между максимально сближенными между собой двумя СЧ-мидбассами. А самый худший пространственный звук был получен от несимметричной двухполосной системы из двух динамиков.

Однако слишком много пространственного звука утомляет - в том смысле, что годится для вдумчивого прослушивания какого-нибудь концерта полностью, сидя в кресле перед колонками от начала и до конца. Обычный же звук, который дают двухполосные системы, можно слушать с какого-нибудь радио хоть весь день.

«Классическая» трёхполосная компоновка находится в этом смысле где-то посередине, причём эта середина своего рода «золотая», особенно, если включить в состав УМЗЧ регулировку уровня ОС по току.

P.S. Вообще, "идеальная акустика" имхо это чистая вкусовщина. То, что замечательно по параметрам, может абсолютно не нравиться конкретному человеку на слух. Например, я доработал три комплекта "большой" акустики (25АС-33, Амфитоны и PolkAudio) с расширенным частотным диапазоном, но слушать мне больше нравится именно среднего размера 10МАС-1, причём не просто парой, а в сочетании с сабвуфером 1998 года, диаметр которого (5 дюймов вместо 6,5 в масах) меньше, чем у самих колонок. Оказалось, что секрет простой: что слушал в молодости, то и нравится. Надо лишь чуть улучшить параметры, но относительно именно "того" уровня. То есть, вспоминаете, какая акустика у вас была в 15 лет - и делаете такой же характер звука, только чуть получше. Например, вся Мадонна (и ещё множество ретро-исполнителей 70х и 80х) специально аранжированны с огромным завышением низов - и поэтому они просто бьют по ушам на современных домашних кинотеатрах, т.к. предназначены для воспроизведения на пластмассовых панасониках. И поэтому такое странное сочетание: 10МАС-1 с импортными 6,5 мидбасами, которые зарезаны снизу 5-дюймовым сабвуфером, оказалось конкретно для меня самым приемлемым (хотя сразу слышно, что те же нормально доработанные амфитоны выдают гораздо более широкий диапазон). Мало того, я перед схематикой того сабвуфера ещё и LM1040 воткнул - и вот тогда звук получился один-в-один, как на 'старых добрых панасониках". Но повторю, конкретная логика для другого человека может оказаться совсем другой. Надо именно вспоминать, на чём лично вы ловили вау-эффект в 15..20 летнем возрасте. Для кого-то это пластиковый панасоник, для кого-то "сухие" как шелест листвы бумажные динамики с чувствительностью в 110 децибелл на ламповом усилителе со всего 6 дб ООС, а для кого-то вообще "бумстик" в багажнике тачки. Инсайты у всех разные и судьба раздаёт их, увы, только один раз на всю оставшуюся жизнь. В итоге, слушая хоть самую лучшую по параметрам и дорогую, но "не свою" акустику, вы получите такой же результат, как с теми "ненастоящими ёлочными игрушками" из анекдота. Это очень хорошо показано в фильме «Рататуй», а в свои 45 я уже ничего не могу добавить к тому, что было с восторгом открыто в 15.

УМЗЧ, ламповый звук, аудио, diy

Previous post Next post
Up