01. Выезжал сразу с рассветом, в начале седьмого утра. В такую рань было довольно холодно (навскидку всего несколько градусов выше нуля), да и далее днём, несмотря на вполне себе солнечный день, особого тепла не вышло
02. От зимнего
«горнолыжного курорта» практически ничего не осталось, а рядом с его бывшим местом выросло несколько новых панельных девятиэтажек
03. Несколько километров по асфальту
04. Затем - по старой военной бетонке
05. В Великих Луках заглянул к церкви
06. Орёл на месте, хоть лучше, конечно, и не становится. Впрочем, он, как я вижу, и на фотоснимках более чем десятилетней давности уже без головы и лап...
07.
08. Дальше пошёл Ляховичский район, где в этом году с гравийками творится просто какой-то трешовый звездец - они практически везде ныне в кондиции такой вот «стиральной доски» (причём, на фото ещё вполне себе терпимый вариант - тут хотя бы можно было ехать по краю, да и «волны» не настолько ярковыражены, как на некоторых других гравийках этой местности). Про такие дороги принято считать, что их до такого состояния разбивает ездящая по ней сельхозтехника, но вот буквально на днях прочитал, что на самом деле это больше свидетельство некачественного выравнивания - мол, грейдер должен идти по дороге медленно, если же он будет идти слишком быстро, то будут появляться вот такие вот волны. Правда ли это - судить не берусь, может быть кто-то в комментариях подскажет
09. Роса на поле и свет восходящего солнца создавали довольно интересный эффект своебразного светлого «нимба» вокруг моего отражения. Причём, вживую этот эффект был ещё и куда отчётливее, чем на фото
10. Суровый страж деревни Завинье
11. Остатки брука там же
12. Ещё пара просёлочных дорожек - и дальше меня ждало 5 километров бывшей узкоколейки перед Кривошином. Да, когда-то из Барановичей в Кривошин можно было добраться по железной дороге - у меня даже пару лет назад лежал в запасниках склепанный по старым картам трек, максимально, насколько это возможно (часть бывшей узкоколейки сейчас перепахана под поля, но много где она до сих пор повторяется современными дорогами - например, той же гравийкой с фото №08), проложенный по ней, но так до него руки (или, вернее, ноги) и не дошли
13. Сейчас тут обычная просёлочная дорога
14. Через лес
15. Не везде в оптимальном состоянии (а перед Кривошином немного разбитая лесовозами), но вполне проезжаемая. Немножко грязюки, впрочем, было - на заглавном фото к рассказу на колёсах это заметно
16. В Кривошине я eже не первый раз, поэтому просто перекусил в сквере напротив церкви и поехал дальше
16а. Давайте поиграем в игру «Найди кота»
17. В Липске около костёла поставили (раньше я на него внимания не обращал) информационный стенд, из которого я узнал, что храм сейчас стоит не в оригинальном виде - утрачена его высокая колокольня
18. Сейчас он выглядит куда проще
19. Щара
20. Следующая точка - деревня-агрогородок Святица. Поселение немаленькое, но в интернете информации про него неожиданно мало. На польских WIG-ах и столетних «верстовках» деревня изображена крохотным поселением на несколько дворов посреди глухих болот, сейчас же это целый посёлок, окружённый сеткой сельскохозяйственных прямоугольников, в которых угадываются бывшие торфяники. Ныне торф добывают на другом берегу Щары, в Туховичах, Святица же меня встретила обилием промышленной заброшки (наверное, и торфяной, и сельскохозяйственной) на южной окраине села
21. Увы, снимать пришлось против солнца в HDR-режиме, поэтому уже простите за слишком пересвеченные фото
22.
23. Центр деревни не намного веселее. Благодаря отзывам
victogan я в принципе знал чего ожидать, но всё же... Возможно, кто-то из украинских или российских читателей небось от этих кадров ухмыльнётся и скажет, что у них и не такое можно увидеть, но в Беларуси такую разруху как в Святице надо ещё поискать. Навскидку половина жилфонда в центре села заброшена и выглядит диковато
24. Вполне аккуратные ещё жилые дома соседствуют с оставленными или недостроенными
25. Центральная площадь. Как выразился
victogan , она словно попала под артобстрел. Правда, некоторые ямы уже кое-как залатаны «Тайфуном» - любимым агрегатом барановичских дорожников, на снимках давностью в несколько лет центр Святицы выглядит ещё криповее. Подозреваю, что поздней осенью или ранней весной мне тут немедленно захотелось бы «роскомнадзорнуться»
26. Здание магазина - и не заброшенного, а вполне действующего (секунд через 10 из двери выйдет перепуганная продавщица и начнёт рассматривать меня настороженным шпионофобским взглядом)
27. Артефакт
28. Ещё одно заброшенное здание - предположу, что бывшего сельсовета (до 2013 года Святица была центром немного диковинного одноименного оного - если глянуть на карту, по площади бывшего одним из самых крупных в районе, но состоявшего всего из двух деревень: собственно Святицы, и лежащих в нескольких километрах отсюда окружённых лесом Новосёлок; в 2013 году обе деревни перешли в состав Кривошинского сельсовета)
29. Повторюсь, возможно виды Святицы не всех впечатлят и напугают, но это однозначно одно из самых депрессивных (если не самое депрессивное) белорусских поселений, в котором мне довелось побывать. Отмечу, впрочем, что фактически деревня состоит из двух частей, вторая из которых визуально представляет собой куда более классическое небольшое белорусское село, ничем не примечательное. Тут всё ещё есть, наверное, несколько сотен жителей, поэтому деревня по-прежнему удостаивается регулярного автобусного рейса из Барановичей и Ляховичей
30. Неудивительно, что во Вторую мировую войну в этом лесном тупике (правда, технически «тупиком» дорога на Святицу не является, так как за деревней и окружающими её полями вполне себе просматривается лесная дорога через примыкающие к Выгонощанскому заказнику леса до Раздяловичей - когда-нибудь я наверняка соберусь проехать и ей) активничали партизаны
31. Далее вернулся немного на север и потом свернул на восток, в сторону Ганцевичей. Сначала ехал 6 километров до Новосёлок не самым хорошим асфальтом
32. После Новосёлок он сменился неплохой гравийкой
33. Речка Бобрик
34. Тут же - граница районов
35. Далее меня ждало 8 километров гравийки через заказник «Подвеликий мох»
36. Этой дорогой мне уже довелось проехать два года назад - ранним утром и в туман (читать тут:
Туман, балоты, ДОТы і разбураныя масты: Ганцавічы-Крывошын-Баранавічы), когда дорога была пустынная (не скрою, было тогда даже немного страшновато). Сейчас же, ранней осенью и посреди дня, тут был настоящий «аншлаг» из припаркованных то тут то там у края дороги машин ягодников
37. На въезде в Ганцевичи дежурили местные ГАИшники, поэтому мне пришлось изображать законопослушного водителя и до ближайшего поворота ехать в полном соответствии с ПДД - по песчаной обочине
38. В Ганцевичах завершался мой 95-километровый трек, но так как проехал я его куда быстрее запланированного, и до ближайшего дизель-поезда на Барановичи оставалось более 3 часов, решил просто проехать через город и направиться дальше на север
39. Железная дорога Барановичи-Лунинец, вид на юг
40. Гравийка Н2 (Ганцевичи-Городище) - в Ганцевичском районе отличная и ровная, в кондиции почти что асфальта. Затем в Ляховичском районе стала немного хуже, но тоже вполне себе неплохая
41. Через Романовщину и Гайнин доехал в итоге до Тальминовичей
42. Тальминовичи - куда более типичный белорусский агрогородок: не Святица и не
Парохонск или Снов, а что-то между ними. В таких и живёт большинство белорусских селян. Достопримечательностей как таковых тут нет, зато есть магазин - ради него сюда и заехал :)
43. Кулени - некогда деревня (на Radzima.net на странице села есть даже пара сообщений от потомков его бывших жителей), от которой сейчас осталась лишь одноименная небольшая роща (в левой половине кадра) на её бывшем месте
44. Грибы есть :)
45. Также название деревни сохранилось в названии местной железнодорожной остановки, на которой я и завершил поездку
46. Собственно, на этом у меня всё. Спасибо за внимание!
Страва-трек: