Братья наши бОльшие

Oct 09, 2011 16:27

В объяснении детям нового материала по математике есть две ситуации: сложная и очень сложная.
Первая, это когда материал очевиден тебе и неочевиден детям. Тогда надо деконструировать собственное его понимание, отрефлексировать путь, по которому совершается деконструкция, а потом из тех же элементов по тому же пути сконструировать тот же материал в голове другого. А еще лучше, чтобы он сам сконструировал. Пример: научить людей выделять полные квадраты и полные кубы. Это, как оказалось, колоссально сложно сделать, потому что ты его (полный куб) просто видишь, а дети его совершенно не видят. Тебе слишком очевидно, чтобы объяснить, а им слишком сложно, чтобы понять.
Второе и более сложное, это когда материал очевиден тебе и очевиден детям. Надо сначала сделать его  неочевидным для себя, потом неочевидным для детей, а потом вместе прийти к очевидности. Пример: доказать, что площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Все знают, всем понятно, а поди обоснуй и поди пойми необходимость обоснования.

Короче говоря, приходится разламывать в себе и вокруг себя все "псевдоочевидности", сводя их к очевидностям настоящим. И строить все заново.

А еще дети сегодня веселили своим сравнительно-религиоведческим подходом на Законе Божием:
Я: Вот, Христос называется Сыном Давидовым... кстати, вы помните, кто такой Давид?
Егор: Да-да-да! Это царь такой, он еще Ахиллеса победил!
[и далее]
Я: Как вы думаете, зачем Ирод искал убить Христа?
Варя: Он боялся, что Христос свергнет его и будет новым царем.
Егор: Да! Как Кронос, он ведь тоже боялся за царство и всех своих детей поедал. Но Зевс его все равно победил. И Христос победил.
[и далее]
Я: Хорошо, а кто знает, кем был по профессии отец Христа?
Василиса (смотрит на меня как на сумасшедшую): Богом, конечно!

Гениально, не находите?

математическое, дети, размышления, docendo discimus

Previous post Next post
Up