Открою буквальный перевод статьи "Mein Liebling" Сами Одина в журнале "Doll News" (Odin Samy. Mein Liebling//Doll News, Fall 2012, с.88-94).
Я уже упоминала, что нахомячила множество статей и глав из различных зарубежных источников, посвященных моей обожаемой кукольной фабрике "Kämmer & Reinhardt". Когда появляется хоть немного свободного времени, я стараюсь сделать простецкий перевод. Для себя, разумеется. Но с радостью поделюсь =) Итак...
Mein Liebling: успешность немецкой куколки с долли-фейс, которая превратилась в характер.
Люди из кукольного мира сегодня склонны использовать ярлыки для любого типа кукол. Эта потребность в классификации предметов коллекционирования понятна, значима и необходима для организации специализированного рынка. Нам всем нужно иметь общий язык, общий "кукольный словарь", чтобы все понимали одно и то же, когда мы упоминаем конкретный термин.
Тем не менее, ярлыки часто являются своего рода ограничителями. Что такое, собственно, кукольное личико? Что такое характер? Может ли одна и та же кукла принадлежать к разным категориям? Если да, то где же пределы? Как мы можем их определить?
Все эти вопросы возникают, когда речь заходит о кукольном производстве Kämmer & Reinhardt. Эта образцовая немецкая кукольная фабрика в Вальтерсхаузене, известная, в частности, своим необычным ассортиментом характерных кукол с бисквитными головами, фактически построила свое состояние на том, что мы сегодня называем куклами с кукольным лицом (долли-фейс).
Давайте начнем с рассмотрения некоторых исторических фактов. Термин "Charakter Puppe" впервые был использован в Германии для описания кукол, созданных Марион Каулиц около 1908 года. Художественное движение, захватившее кукольную сцену в то время, возникло из почти философской и эстетической концепции. Кукла больше не предназначалась для воссоздания статичного идеала красоты. Кукла должна была отражать ребенка, который должен был играть с ней. Именно так новая форма реализма, которая пронизывала кукольную индустрию, подтолкнула компании, которые делали эти игрушки, к инновациям в превращении своих кукол в более выразительные фигуры с явным характером. Конечно, художественное движение изготовителей кукол сделало больше, чем это. Оно также принесло осознание того, что кукла должна быть художественной, но более безопасной для ребенка. Кукла должна была вдохновлять не по годам развитые материнские инстинкты, используя легкие, теплые, мягкие материалы, такие как ткань или войлок. Куклы этого жанра должны были носить удобную одежду, которая отражала бы реальную моду, которую носят дети в повседневной жизни и так далее.
↓ Фото 1. Наиболее удачная отливка, используемая для линии Mein Liebling, имеет номер 117n. У куклы открытый рот с верхними зубами, флиртующие глаза и очень выразительные черты лица. Она выпускалась с 1916 по конец 1930-х годов.
Столкнувшись с новыми "звездами" этого кукольного движения, такими как Кэти Крузе (Käthe Kruse), Дора Петцольд (Dora Petzold), Штайфф (Steiff) из Германии, Ленчи (Lenci) из Италии, Пинтель (Pintel), Ланг (Lang), Ла Франсия (La Francia) и Лазарска (Lazarska) из Франции, Kämmer & Reinhardt осталась со своей специализацией полностью шарнирных кукол с головами из бисквита. Этому типу кукол суждено было стать номером один на рынке в течение нескольких поколений и даже если мягкие современные художественные куклы-подростки двадцатых и тридцатых годов стали очень популярными, куклы с бисквитной головой продолжали продаваться так хорошо, что такие компании, как Kämmer & Reinhardt, Kestner и Heubach в Германии или SFBJ во Франции (назовем лишь несколько крупных фирм той эпохи, которые специализировались на полностью артикулированных классических куклах), все еще были ведущими кукольными компаниями в Европе.
Итак, давайте рассмотрим тип куклы, вокруг которой Kämmer & Reinhardt построила свое состояние с начала 1890-х годов. Это была полностью артикулированная кукла с шаровидным шарниром и бисквитной головкой, отмеченной номером формы 192, вероятно, отлитой фабрикой "Bähr & Proschild" в последнее десятилетие девятнадцатого века (Я считаю, что эти ранние головы № 192 были сделаны для Kämmer & Reinhardt компанией Bähr& Préschild, но Цеслики склонны приписывать их изготовление Kling (см. German Doll Studies, Gold Horse Publishing, p. 213/216). У кукол молда были спящие стеклянные глаза и открытый рот, демонстрирующий ряд верхних зубов, которые следовали за первыми образцами, которые появились на рынке с закрытым ртом несколькими годами ранее (см. фото 2).
↓ Фото 2. Этой кареглазой красавице молда 192 подарили очень длинный кудрявый мохеровый парик.
Посетив недавно переименованный Toy Worlds Museum в Базеле (Швейцария), я понял, что большинство кукол под названием Mein Liebling можно найти на выставке, здесь и там, в постоянной коллекции музея. Итак, я бродил с этажа на этаж, пытаясь найти различные куклы Каммера и Рейнхардта, которые продавались под этой маркой и был очень рад обнаружить пару дюжин кукол, которые соответствовали описанию. Идея написания этой статьи начала зарождаться и, благодаря поддержке куратора, несколько фотографий этих кукол были предоставлены в мое распоряжение для этой цели.
После 1902 года самый продаваемый молд № 192 был постепенно заменен новой куклой, отмеченной только номером размера на затылке, а иногда и буквой W, выгравированной на верхней части лба. Эта классическая кукла была изготовлена компанией Simon & Halbig - фарфоровой фабрикой, с которой Каммер и Рейнхардт начали работать после покупки фирмы Heinrich Handwerck. Их новый продукт обычно шел с париком из длинного вьющегося мохера и имел цвет лица здорового ребенка, с бледными тонами кожи, усиленными розовыми щеками. В конце девятнадцатого века это классическое кукольное лицо продавалось под различными торговыми названиями, но уже в 1902 году на рынке появилась линия кукол Loreley (см. фото 3). Основываясь на легендарной романтической фигуре белокурой длинноволосой молодой женщины, которая покончила с собой, прыгнув в Рейн с ныне известной скалы, после того, как обнаружила, что ее предал любимый, кукла Каммер и Рейнхардт с долли-фейс изначально была одета в очень длинный кудрявый мохеровый парик.
Успех Лорелей привел к разработке новой успешной марки: Mein Liebling (My Darling), чей успех должен был быть еще более впечатляющим и продолжался до 1930-х годов (см. фотографии 4 и 5). Есть ли разница между Лорелей и самым ранним Майн Либлинг? Их головы и тела, сделанные по высоким стандартам Handwerck, кажутся одинаковыми, единственным отличием является длина их париков. Майн Либлинг, на самом деле, также предлагалась со средними и короткими стрижками и могла носить заводскую оригинальную одежду для мальчиков, когда единственная задокументированная для Лореляй - это версия блондинки с длинным париком из мохера.
↓ Фото 3. Линия кукол Loreley от K*R появилась на рынке около 1902 года и имитировала здорового ребенка с розовыми щеками.
Сегодняшний коллекционер думает только о молде № 117, когда слышит торговую марку Mein Liebling, но на самом деле она использовалась Kämmer & Reinhardt гораздо раньше, чем в 1911 году.
Торговая марка сначала относилась к классической кукле с долли-фейс, показанной выше, над которой большинство маленьких девочек того поколения "пускали слюни". Некоторые из этих востребованных кукол также могли ходить и смотреть в обе стороны. У большинства из них были голосовые механизмы "мама-папа", ожидаемые от роскошных кукол той эпохи, потому что они действительно были роскошными игрушками! Они, безусловно, продавались обширной клиентуре по всему миру, что объясняет большое количество их, произведенных за эти годы, но они предназначались для среднего класса и их стоимость была почти эквивалентна стоимости классического Jumeau bebe того же поколения.
↓ Фото 4. Первые куклы под названием Mein Liebling имели кукольное лицо и были бестселлером фирмы K*R.
↓ Фото 5. Эта ранняя модель Mein Liebling воплощает классическую куклу с долли-фейс, предназначенную для привилегированных детей среднего класса.
После того, как Kämmer & Reinhardt в 1909 году начала свою славную серию характерных кукол № 100, каждой кукле было дано имя, часто приписывая имя мальчика и девочки каждой форме: Питер/Мари для № 101, Ганс/Гретхен для № 114 и т. д. Форма № 117 была введена, по-видимому, зимой 1911 года. Она была названа Mein Liebling и имела закрытый рот (фотографии 6 и 7).
Почти в то же время была представлена версия той же формы с открытым ртом, названная Mein süsser Liebling, также помеченная 117 плюс номер размера (фото 8). Вариация закрытого рта Mein Liebling также отмечена ссылкой на молд 117/A. Он имеет несколько другие функции, но, похоже, не рассматривается компанией как другой продукт (фотографии 9,10 и 11). Mein neuer Liebling появился на рынке в 1916 году и находился в производстве до середины 1930-х годов. Его легко узнать по маркировке, которая состоит из номера формы 117, за которым следует "n" (фотографии 12,13 и 14).
↓ Фото 6. Модель K*R 117 также называлась Mein Liebling, с 1909 по 1911 год
↓ Фото 7. Как и в случае с характерными куклами серии 100, K*R сделали версии для мальчиков модели 117
↓ Фото 8. Версия с открытым ртом модели 117 называлась Mein süsser Liebling и встречается гораздо реже.
↓ Фото 9. Закрытая версия Mein Liebling с маркировкой 117A имеет несколько отличающиеся характеристики от модели 117
↓ Фото 10. Этот прекрасный ребенок также помечен 117А
↓ Фото 11. Кукла 117 должна была выглядеть точно так же, как ребенок начала девятнадцатого века
↓ Фото 12. Модель с флиртующими глазами по имени Mein neuer Liebling была еще одной версией модели 117 и имела маркировку 117n
↓ Фото 13. Модель 117n с флиртующими глазами
↓ Фото 14. Популярная модель 117n выпускалась с 1916 года до середины 1930-х годов
В соответствии с новым подходом компании, более раннее долли-фейс Майн Либлинг стало делиться своей успешной торговой маркой с недавно задуманной характерной куклой, у которой было более выразительное лицо (фото 15). Обе эти модели продавались одновременно. Тем не менее, кажется очевидным, что, несмотря на рост популярности характерной куклы, с которым столкнулся Майн Либлинг, классический вариант не был прекращен.
На самом деле, они оба продержались до конца компании, как можно заметить, взглянув на каталоги Каммера и Рейнхардта конца 1920-х годов, где до сих пор фигурируют как классическое dolly-face, так и 117n, и оба помечены как Mein Liebling.
Теперь, будем ли мы рассматривать версию 117 с открытым ртом как характерное лицо или как кукольное личико? Я считаю, что то, что кажется коллекционерам двадцать первого века проблемой, безусловно, не имело значения для первых лидеров двадцатого века компании Каммер и Рейнхардт. Mein Liebling была их ведущим продуктом, независимо от того, была ли она помечена как классическая или характерная кукла. По-настоящему важным для компании было производство игрушки, которая соответствовала бы вкусу большинства их клиентов.
Между Первой и Второй мировыми войнами наше общество изменилось. Эстетическое восприятие красоты и ожидания как детей, так и их родителей теперь были другими.
Флиртующие глаза стали “обязательными” так же, как и стройные силуэты. Вот так Майн Либлинг превратилась в более тонкую куклу, одетую в более короткие предметы одежды, носящую более модные коротко стриженные парики, активно поглядывающую по сторонам и, в конце концов, меняющую свою традиционную куклу с бисквитной головой на более новую, сделанную из целлулоида.
Тем не менее, это еще одна глава, которой я надеюсь поделиться с вами в будущей статье о более позднем производстве кукол Каммера и Рейнхардта в двадцатых и тридцатых годах.
↓ Фото 15. Модель характерного лица молда117n Mein Neuer Liebling (слева) стоит рядом с классическим ранним «кукольным лицом» Mein Liebling, оба продавались в одно и то же время вплоть до конца 1930-х.
Возвращаясь к "Майн Либлинг", выставленной в Базеле, можно также заметить, что некоторые из этих кукол были изготовлены в довольно больших размерах. Большинство из тех, что выставлены в музее, имеют рост от 45 до 85 см, не говоря уже о некоторых моделях с кукольным лицом экстремальных размеров, датируемых началом двадцатого века, которые обычно украшают витрины, которые оформляются каждый сезон. Некоторые из этих больших кукол (не показанных здесь) имеют рост более одного метра и, вероятно, были изготовлены в качестве выставочных экспонатов. Были ли они также проданы как Mein Liebling? Это кажется правдоподобным, поскольку торговая марка уже стала символом идентичности компании, “Любимой” популярной игрушки, которая, к сожалению, исчезла со Второй мировой войной.
Особая благодарность Лори Сантамаурафор (Lori Santamaurafor) за ее помощь в этом проекте.
Cieslik,J. & Mt, German Doll Encyclopedia, Hobby House Press. 984
Cieslik, JV & Mt, Mein Liebling, Kz‘l‘mmer & Reinhardt Katalogue und Fesrschrifien, Marianne Cieslik Verlag, 1987
Cieslik, J‘ & Mt, German Doll Studies, Gold Horse Publishing, 1999
Puppenhauxmuseum Basel, catalogue of the permanent collections, 2000