В прошлую среду я опять посетил
лабораторию психофизиологии МГУ на Моховой (как обычно, по приглашению
Люды land_driver - и опять все опубликованные здесь фото ею предоставлены, в т.ч. 18+). В третий раз уже за последние полгода, но вот ведь фокус - что по практической, что по теоретической части повторов почти не заметил! Главная заслуга в том, безусловно - доцента кафедры «Психофизиология» Сергея Александровича Исайчева, сумевшего быстро рассказать новичкам основные принципы использования биологической обратной связи и, после краткого иллюстрации с лечением фобий, переключиться на новые для меня темы.
Ведь возможности применения БОС в терапии очень обширны, и по мере изучения устройства человеческого мозга их становится ещё больше. Вот, скажем, зависимости - в общих чертах механизм их формирования похож на то, как стрессовые ситуации выкраивают спусковые крючки фобий в сети нейронов. Но под воздействием веществ, которые нервные клетки и сами способны синтезировать в малых количествах, возникают несколько иные конструкции: атрофируются производители, размножаются потребители (отсюда и снижение эффекта от дозы - организм всеми силами пытается избежать опасных для нормального функционирования состояний). Напрямую усилием воли их не разрушить, для этого требуется время. Но вот минимизировать неприятные ощущения с помощью техник самоконтроля - вполне возможно. А для совершенствования этих техник БОС как раз и используется: снижая пульс и нормализуя альфа-ритмы под воздействием программных раздражителей, организм постепенно учится оперативно это делать в любой ситуации.
В том числе и в таких стрессовых, как допрос (про детектор лжи я уже не раз рассказывал, в том числе и о
личном опыте прохождения теста), переговоры и, разумеется, на спортивных состязаниях. Привычные методы тренировки становятся гораздо эффективнее, если те же тесты на скорость обработки сигнальных ситуаций, проводить с измерением импульсов от мозга - ведь их суть как раз и сводится к выстраиванию оптимального маршрута от рецептора сигнала к мышцам через наш встроенный “центральный процессор”.
Не так давно в лабораторию приезжали телевизионщики, и специально для них сотрудники разработали показательный психофизиологический эксперимент и уже
подвергли ему профессионального боксёра. Я, конечно, не настолько натренирован, но из любопытства тоже согласился пройти, пока остальные участники проверяли свою стрессоустойчивость и способность к концентрации внимания. Что ж, по крайней мере, в решении простеньких арифметических примеров я чемпиона уделал - сразу понятно, кому чем чаще доводится заниматься. Увы, этапы на велотренажёре и в VR-шлеме пришлось пропустить - это снаряжение из соседних лабораторий, для меня одалживать не стали. А вот на лёгкие удары током (приборчик позволяет максимум 100 мА выдать, мне досталась примерно половина) и сомнительного вида деликатесы (насекомые живые и приготовленные, в том числе в стадии потребления) мозг весьма заметно реагировал, да и пульс слегка учащался.
Но, само собой, ещё сильнее оказалась реакция на “весёлые картинки”. Должен отметить, что чистотой эксперимента ни заказчики, ни демонстраторы не озаботились - вполне вероятно, что на сдвиг показателей больше повлияла даже не тематика, а комментарии уже завершивших свои тесты наблюдателей, особо возбудившихся на картину фистинга с упоминанием каких-то пришедших “на огонёк” детей (я-то старался не отвлекаться и не оборачиваться)...
Позже оказалось, что имелись в виду две студентки, начавшие самостоятельное занятие на одном из освободившихся комплексов - вот они, в дальнем левом углу смущённо стыдятся. Ну, по крайней мере, не иначе как с подачи спецов с Первого канала, назвавших свою программу “Эмоции: стыд, страх, смех!”, слово “стыд” применительно к видеоряду непременно упоминается во всех публикациях об этом мероприятии. Хотя имелось в виду, очевидно, проявление любопытства - скучные пейзажи, пускай очень красивые, сигналы нервной деятельности лишь приглушают.
Что ж, первостепенная задача любой программы для БОС-терапии - чтобы пациент оставался заинтересованным не только в её результате (когда тот ещё будет достигнут, изменения структуры мозга - дело не пары часов или даже недель), но и в процессе: под заскучавший камень вода не потечёт. Собственно, детей с синдромом расстройства внимания именно так и предлагается лечить: показывать им что-то увлекательное (нет, не настолько - обычные мультики!) и добавлять помехи в изображение или звук, если испытуемый отвлекается. Для надёжности, предположу, лучше ещё и током простимулировать - кто знает, может, ещё на нашей памяти энтузиасты от минобразования успеют эти начинания привнести в массы!