Выпал снег, сезон сменился - и наступило время для повторного визита в гостеприимную
лабораторию психофизиологии, благо
Люда land_driver организовала очередной блог-тур (и предоставила мне иллюстрации для отчёта - я что-то совсем увлёкся и практически забыл про свой фотоаппарат!).
На этот раз нас собралось почти десяток, и такой коллектив заслужил внимания Сергея Александровича Исайчева, кандидата психологических наук и ведущего специалиста в области биологической обратной связи (БОС). Для большинства собравшихся ему пришлось повторить то, что мы с
velosi4 в
прошлый раз от его сына и коллеги Евгения узнали, но и я немало нового услышал. Например, подробности методики лечения фобий: она сводится к управлению стрессовыми реакциями организма (прежде всего частотой пульса) и постепенной тренировке этого навыка на всё более пугающих изображениях. А ещё посредством визуализации неощутимых организму изменений можно, оказывается, научиться и расслаблять вызывающие головную боль мышцы, и развивать подвижность в парализованных с виду конечностях - если, конечно, хоть какая-то нервная связь с ними сохранилась.
Блогеры внимательно выслушали презентацию, вопросы позадавали, некоторые даже что-то усердно записывали - так что ищите в сети более подробные отчёты и эмоциональные впечатления (ну, или на сайте лаборатории в разделе “Пресса о нас”).
А затем, конечно, приступили к практической части мероприятия: тестированию стрессоустойчивости, альфа-ритмов, наличия фобий и много чего ещё - в лаборатории разработаны и активно применяются не одна десятков техник, позволяющих справиться с широким спектров психофизиологических расстройств, предотвратить их появления в дальнейшем... Ну, или развить навыки, в обычной жизни малоприменимы, но кое-где весьма востребованные.
Это я про “детектор лжи” опять, разумеется - в октябре мне не удалось свой внутренний “покерфейс” проверить, зато теперь Евгений
isevser продемонстрировал на мне собравшимся, как работает полиграф. Никаких скандальных откровений, само собой - я просто пытаюсь скрыть свою фамилию, а программа (с небольшими, но значимыми корректировками от сотрудника, около 15 лет занимавшегося этим в различных госструктурах) выдаёт - не абсолютно верный, подчеркну, но наиболее вероятный вариант. Для увеличения этой вероятности и требуется наблюдение человека: на реакции организма помимо трудноскрываемого стресса от усилия по сокрытию узнавания одного из повторяющихся в различном порядке вариантов могут повлиять движения и иные отвлекающие факторы. В том числе чрезмерное усердие допрашивающих ранее не столь цивилизованными способами дознавателей. В моём же случае, пожалуй, не нужно было даже учитывать подходящих то и дело коллег: я и сам отлично ощущал, как словно дёргаюсь, услышав искомое слово, и как результат, оно с многократным отрывом было выбрано программой. На втором месте, кстати, почему-то не хоть как-то созвучный Кузнецов, а банальный Иванов...
Ну, а закончился наш визит, как и прежде, чаепитием и беседами о перспективах дальнейшего развития технологий (в том числе в области нейромаркетинга, но тут пусть кто-то более интересующийся этой темой выскажется). Евгений сейчас сам готовится к защите кандидатской степени, причём как раз с новой (и очень многообещающей!) теорией более надёжного и быстрого выявления попыток испытуемого солгать или скрыть информацию. Подробности пока раскрывать не буду, но проведённые исследования дают повод надеяться в обозримом будущем на то, что все заинтересованные в честных взаимоотношениях (политических ли, деловых или личных) получат возможность взять в аренду небольшой прибор, подключить к нему собеседника и практически в режиме реального времени наблюдать, откровенен ли тот в своих ответах. Миелофон? Сыворотка правды? Сварог? Отнюдь, всё гораздо проще и реалистичнее - если, конечно, разобраться, как работает человеческий мозг, и освоить инструменты, способные о параметрах этой работы сигнализировать. А для этого нужно что делать? Правильно, учиться и искать возможность полученные знания применять на практике. И, думаю, вопрос “где?” в свете вышеизложенного можно считать риторическим.