Смотреть, как люди горят и работают

Jul 09, 2016 23:32

Гений / Genius

Полнометражный дебют Майкла Грэндэйджа, одного из ведущих театральных режиссеров Великобритании, предсказуемо близок к тому, что его поклонники привыкли видеть: история-спектакль, практически лишённая действия и смены декораций в рамках одной сцены, и почти на сто процентов состоящая из диалогов, лишь изредка допускающих активность третьего участника. И всё ж лично я нисколько не разочаровался ни в неброской на первый взгляд теме (взаимоотношения гениального писателя и не менее талантливого редактора), ни во времени и месте действия (Нью-Йорк эпохи Великой Депрессии представлен в основном в меру роскошными интерьерами и колоритными паровозными составами), ни уж, тем более, неожиданно экспрессивной актёрской игрой. Колин Фёрт так и не вышел из своего полюбившегося амплуа сдержанного, но убедительного в немногословности джентльмена, а вот Джуд Лоу контрастирует с таковым гораздо резче, чем в любой из прежних своих киноролей - сверхэмоциональный и шумный поэт жизни, даже в повседневном общении выражающий свой постоянный избыток впечатлений яркими вербальными образами. Можно усомниться в правдоподобности такой подачи и заподозрить, что Грэндэйдж намеренно допустил столь уместное для театральных помостков преувеличение, но не забывайте - речь идёт о не вполне нормальном члене общества: норму в лучшем случае назовут талантом, не гением. Тем более, что и физическая подоплёка демонстрируемой невротичности внезапно обнажится в финале, словно гандикап от судьбы в пользу прилежных ремесленников и поборников христианской морали.

Прекрасно и женское окружение этих столпов литературной мысли - очаровательная даже в безутешном горе миссис Бернштайн (Николь Кидман чересчур хороша для этого, впрочем - можно было выбрать кого-то более подверженного ходу времени), любящие и понимающие жена и дочери Макса Перкинса, даже душевнобольная супруга Скотта Фитцджеральда (Гай Пирс получил лишь несколько эпизодов, но успевает создать харизматичный образ этого великого писателя, а Доминик Вест в роли Хемингуэя и вовсе единожды появляется на экране, зато бесспорно на нём доминирует). А главное - своеобразный производственный роман помимо исторической и ценности предлагает немало тем для размышления даже зрителю, малознакомому с классической американской литературы. Просто так удачно совпало, что реальные прототипы героев в процессе работы над двумя внушительными томами смогли вскрыть настолько острые проблемы сосуществования гениальных творцов и стремящихся к ним приблизиться, что сценаристу не пришлось использовать вымышленных персонажей, чтобы это проиллюстрировать. И хотя по ходу действия создаётся впечатление, что автор обличает чрезмерное увлечение профессиональными обязанностями в ущерб семейным, гораздо важнее урок для спутников таких вот трудоголиков - хотя бы потому, что осуществим на практике. Многие из нас склонны соблазняться светилами той или иной сферы деятельности, но прежде чем поддаться их притяжению, нужно принять простой факт: остаться заметным как личность в непосредственной близости от звезды способен лишь сравнимый по масштабам объект. Остальным же, чтобы избежать полного поглощения, придётся довольствоваться безопасными орбитами.

г, g

Previous post Next post
Up