Звездные войны: Эпизод 7. Пробуждение Силы /
Star Wars: The Force Awakens Главное, что нужно знать о седьмой серии одной из самых популярных кинофраншиз - в ней нет ничего кардинально нового по сравнению с первыми тремя фильмами. Но это, как ни странно, можно причислить к достоинствам новинки. Фанатам - мало того, что не придётся тревожиться в ожидании подвоха и порчи борозд старыми конями, так ещё и почти всех полюбившихся ещё в 80-е героев удастся увидеть (и по крайней мере двое из оных могут претендовать на звание главных, наравне с бодро выходящим на смену молодняком). Новичкам в далёкой-далёкой вселенной - и вовсе подарок: не просто посмотреть задорную космооперу в современном высокобюджетном исполнении, но ещё и ознакомиться с сюжетом и прилагаемым букетом эмоций легендарной “Новой надежды”, не пересиливая свою неприязнь к изучению классики.
И лишь для тех, кто сагу о Скайуокерах видел, но особого пиетета к работами Лукаса не испытывает, мне всё ж придётся перечислить возможные поводы для недовольства более детально. В конце концов, я сам тоже рассчитывал, что Джей Джей перетряхнёт диснеевское имущество с тем же изяществом, как некогда “Звёздный путь”, и ухитрится протянувшиеся через 30 лет ниточки не только сохранить, а связать в самоценный узор. Однако, получилось в итоге лоскутное одеяло, зная большую часть компонентов которого, легко догадаться о вероятном содержании остальных. Понятно, что сравнивая кассовый успех последнего “Терминатора” и “Мира Юрского периода”, студийных боссов нельзя упрекнуть в излишней осторожности. Но неподверженным ностальгии любителям кино, даже готовым смириться ради роскошного визуального аттракциона с просмотром хорошо известного спектакля в новой постановке, будет сложнее унять раздражение от то ли непродуманных, то ли недосказанных надстроек и натяжек к и без того неидеальной, но хотя бы доказавшей своё право на существование основе.
Начну с предыстории, которой попросту нет: тотальная победа повстанцев над Империей словно объявлена мифом, и расстановка сил Света и Тьмы без малейших пояснений повторяет предшествовавшую уничтожению Альдераана. Поговорка гласит, что свято место пусто не бывает - но откуда возникла пустота столь гигантского размера? Лукас в своё время зарезервировал под объяснения аж 3 номера серий, сейчас же рассчитывать на “эпизод шесть с половиной” не приходится. Разве что дети Анакина года через полтора озвучат, если недовольство аудитории таким “монтажом” окажется значительным. И заодно объяснят перегибы в укладе жизни мусорщицы с пустынной Джакку: зачем рисковать жизнью за четверть пайка, когда можно запросто забрать у коллеги трофей стоимостью в 60?
Неваляшку Би-би-8 стоило бы назвать Ми-ми-какая-то-цифра - с Ханом Соло, Чубаккой и С3РО иных комиков и не требовалось, но надо ж кому-то изображать детку-симпатяшку, а от поржавевшего R2D2 толка мало. Впрочем, неуместных шуток я с первого раза не заметил, хотя и Финн тоже добавляет в меру сил, не рискуя перенять колючие лавры Джа Джа Бинкса. Вообще, штурмовик-дезертир - потенциально весомое добавление к избавившемуся от политических игр в пользу чёткого чёрно-белого окраса миру. Благо создали его в угоду не только политкорректности, но и правдоподобия, и будучи явно не лучшим бойцом в армии Первого Ордена, он и среди сопротивленцев звёзд с неба не хватает, зато убедительно растёт над собой, отметая стандартные обвинения в картонности персонажей. А прежде чем пенять на внешность Джона Бойеги, поинтересуйтесь, с кем он конкурировал за эту роль: сомнений нет, кастинг поставленную задачу выполнил, а уж с какой целью её поставили - тут можно долго теории выдвигать.
Например, чтобы на контрасте с нерешительным бунтарём ещё ярче сияла героиня красавицы Дэйзи Ридли, успешно совмещая образы боевитой принцессы и чьего-то-там-сына в обновлённой команде спасателей. Как справедливо подмечает её бесстрашная Рэй накануне неожиданно страстного поединка воли, легко бояться монстра в маске - и Адам Драйвер тут же доказывает, что и обратное утверждение в данном случае верно. Тоже ведь смелый ход: показать сперва грозного, почти всемогущего адепта Тёмной Стороны, а буквально в следующей сцене - истерящего потерянного мальчика, которого хоть кому-то из зрителей тоже наверняка захочется вернуть в лоно семьи, напрочь позабыв, какие грехи он успел на себя взять. Увы, у того же Хайдена конфликт Света и Тьмы чувствовался острее, да и бойня в храме в отчаянной надежде победить смерть одновременно трагичнее и понятнее, чем двуличное желание превзойти величие предков - узкоплечая лошадиная аристократия во всей красе... Донал Глисон в амплуа межзвёздного фашиста выглядит ничем не лучше, а для их таинственного хозяина время загадок пока не прошло, так что ужасаться придётся не глубине и цельности злодеев, а масштабам зла, которое способны сотворить жалкие людишки.
Ну, и в пояснение заголовка: световой меч крестиком смотрится эффектно, но за время обильных боевых действий на трёх колоритных планетах нам трижды докажут, что, как и его носитель, и невесть откуда подоспевшая сабля самого Скайуокера, он в общем-то избыточен для нового витка сражений. И единственная подчёркнуто продемонстрированная способность джедая (те, что могли бы объяснить везение в традиционных погонях, пусть остаются домыслами), от которой наблюдается практический эффект - лишь ширма для бесчеловечных пыток в условиях заданного возрастного рейтинга. Настоящие чудеса творят здесь обычные люди - в первую очередь пилоты, множеству летающих истребителей всякий любитель воздушных битв порадуется. Даже если в космосе происходит такое же неприкрытое перекручивание баланса сил, как и на суше: не благодаря чему-то зримому или проговариваемому, а просто потому, что так надо. Ну, да после прыгучего колобка со световым мечом и жёсткой посадки крейсера на космодром всё это мелочи.
Да и на прочее моё кажущееся недовольство особого внимания обращать не стоит - особенно решая, посмотреть фильм в IMAX или попозже на планшете. Всё-таки, достоинства проекта такого уровня в любом случае покрывают его недостатки, и тем надёжнее, чем лучше вы сможете различить детали тщательно проработанных художниками декораций, сияние спецэффектов и призывно пафосные композиции бессменного Джона Уильямса. Обидно, что главный недостаток от выбранного варианта просмотра не зависит: продолжения втянувшимся и прочувствовавшим придётся ждать не как после самодостаточной “Новой надежды”, а, скорее, как после “Ответного удара”. К тому же, как давно доказал Толкин, канувшее в бездну тело - ещё не гарантия того, что полюбившегося персонажа не удастся вернуть. Придумать бы ради чего.