Залпы медийной войны
Экранизации безвременно почивших книжных франшиз давно уже приучили нас и к разбивке последней части, и к очевидным упрекам их в неравноценности такого деления. Но вместо того, чтобы обвинять создателей в жадности, предложу взглянуть на это явление с другой стороны: на съемки сейчас уходит гораздо меньше времени, чем на постпродакшн. И выпуская отшлифованные первые два часа нетленки, студия не оттягивает финал, а устраивает своеобразный предпросмотр для жаждущих. Платный, конечно. Но поверьте, никто не огорчится особо, если сомневающиеся не пойдут в кино - “четвертая часть трилогии” все равно выйдет через год и наверняка порадует даже тех, кто с этой ознакомится дома, а чтобы “превьюшка” окупилась, хватит и сбережений фанатов Лоуренс. Вот уж на чьей улице праздник - любимое лицо почти в каждой сцене, слабоэмоциональных среди которых, прямо скажем, нет. Революция свершилась, игры закончились, и вместо очередного научно-фантастического экшн-триллера нам предлагают настоящую военную драму.
И пусть такая аналогия явно не задумывалась ни писательницей, ни поднаторевшим в описании политических интриг сценаристом, российские зрители непременно вспомнят о конфликте на Восточной Украине. Пытки пленников пока остались за кадром, но ужасающие последствия бомбардировки крупным планом способны шокировать даже некоторых взрослых. Непосредственно стрельбы и прочего экшна, как могли предвидеть читавшие книгу, здесь немного, хотя авторы старались - добавили зрелищный взрыв плотины и бунт лесорубов (увы, далеко не с лучшей стороны при этом изображая руководство мятежников), а в финале еще и полноценный шутер про спецназ. То есть, этот фильм вполне выигрышно смотрится в сравнении с первыми двумя до выхода на арену. Ну, или с “Первым мстителем” до встречи Кэпа с Красным Черепом - прославившуюся на весь Панэм победительницу начальству тоже показалось проще использовать для пропаганды, чем как закалившегося в реальных битвах воина, вынуждая к самоубийственной самоволке. Дженнифер, надо отметить, великолепно отыгрывает неспособность своей героини постановочно агитировать, преображаясь в пылу настоящего сражения. На контрасте с ее все еще чересчур наивной Китнисс герои таких ветеранов как Джулианна Мур и Филип Сеймур Хоффман выглядят как (пусть потенциально) зловещие кукловоды - армейское прошлое Коллинз дает о себе знать, ей явно не понаслышке известны моральные принципы дослужившихся до высоких чинов.
Как ни странно, из увеличившегося хронометража все ж выпали и команда подготовки, и голый торс Финника. Зато Сьюзен согласилась вернуть на экраны эксцентричного клоуна Эффи! Сокрушаясь о париках и нарядах, Элизабет Бэнкс слегка разряжает гнетущую атмосферу подземного города, масштабы которого постановщикам так удачно удалось показать в сцене эвакуации. А вместо трагически завершившего карьеру Цинны о медийном образе героини заботятся отважные телевизионщики во главе с радикальной стриженой Натали Дормер. Звуковое оформление, как всегда, на высоте - прекрасно озвученную песню о висельнике дубляж не испортил. Непонятно только, зачем добавили прямолинейности подвигу Пита в прямом эфире. И эпизоды с Сазерлендом - скорее Сталиным, чем Калигулой - невозможные в книжной подаче от первого лица, они несколько избыточно разжевывают причины происходящего. Издержки “кина для девочек” - допустим, зато к ним не относится акцент на важности взаимной поддержки - в отличие от любви, она-то как раз отлично сочетается и с неприкрытой жалостью.
И хотя некоторые заранее настроившимся на искуственность взятой паузы все же сочли ее слишком внезапной, по мне так финал удался не хуже, чем в прошлый раз. С важной промежуточной задачей “наши” справились, все значимые персонажи живы, хотя некоторые уже совсем не те, что были прежде. А настоящий бой все еще впереди, и в превратившемся в арену мире опять будут и смертельные ловушки, и предательство соратников, и чудеса самоотверженности... Все, как и раньше, просто голод перерос в ярость, и не дай Бог смирившимся с властью грядущих Капитолиев так оголодать.