Крылья, ноги... главное - хвост!
По улицам Сан-Франциско ходит... нет, не крокодила, и не гигантская игуана, а самый настоящий праздник для всех фанатов японской франшизы. Наконец-то американцы отнеслись к заглавному монстру со всем полагающимся тому хотя бы по долголетию почтением - даже с большим, пожалуй, чем сами соотечественники, то и дело чередовавшие более-менее серьезные триллеры с откровенно детскими сказками. Юбиляр достиг рекордных размеров, сохранив все фирменные черты: сам силуэт, черты морды (причем мимика выражена гораздо ярче, чем в так и не освоивших компьютерную графику прототипах), технику боя, голубой луч смерти. Градус эпичности, конечно, не тот, скажем, что в “2012”, но пафоса авторы стараются нагнать не меньше, и в целом это им удается. И все ж фраза про каменный век в трейлере звучит куда более пугающе: персонаж Брайана Крэнстона в фильме выглядит не вполне адекватным - на то есть веская причина. Вообще, трагедия в прологе, как ни странно, ощущается куда острее, чем в самой яркой сцене последующих разрушений. Можно даже, действительно, поначалу принять новинку за фильм катастроф, каким, собственно, и был оригинал. Умело используя приемы “Монстро” и современные напасти, постигшие несгибаемых островитян, Гарретт Эдвардс ухитряется убить сразу двух зайцев - и сделать достойный ремейк ленты 1954 года, озвучив прославившие ее тезисы про кары природные, и резво перейти к гораздо более привычной форме “Годзилла против Еще-более-ужасных-тварей”, но все так же в популярном нынче ключе “еще мрачнее, еще реалистичнее”.
Если б сюжет ограничился демонстрацией буйства стихий и альфа-хищника, пытающегося восстановить баланс сил на планете, картине можно смело присвоить высшую оценку по всем параметрам. Подводная лодка в гавайских джунглях, волны цунами, падающие звездочками истребители и торпедами поезда, разорение Лас-Вегаса и полномасштабное сражение на калифорнийском побережье - эмоционально-визуальные деликатесы сменяют друг друга, растут размеры порций и сочность приправ... Но паузы между блюдами сценаристы, как уж заведено в голливудских блокбастерах, попытались заполнить драмой отдельно взятой солдатской семьи в суете армейской кампании. На актеров бюджета не пожалели, претензий к кастингу нет, однако значимость отведенных им ролей смехотворно низка, и у вдумчивого зрителя это наверняка вызовет всевозрастающее раздражение. Лишь Аарон Тейлор-Джонсон, неожиданно превратившийся в настоящего спецназовца, браво мечется по эпицентрам бури, чтобы в итоге внести весомый вклад в спасение человечества. Отчаянно бестолковые вояки при этом изображены достаточно героически, чтобы настоящие это оценили - может, режиссер нарочно так сместил акценты, чтобы помощников по съемкам не обидеть, но показать истинную ценность их жизнедеятельности? Увы, как-то сопереживать в результате не хочется ни горожанам, прячущимся по подземельям, пока их защитники возят по живописным окрестностям ядерное оружие, ни тупо стреляющим по горам бронированной плоти из автоматов солдатам, ни уж тем более самим чудищам, как бы жалобно они не рычали и не щурили подбитые глазищи. То есть, при всей своей легковесности с обилием забавных фраз и монстрогэгов, версия Эммериха остается непревзойденной по соответствию реалиям и внятному поведению всей толпы задействованных персонажей (и вполне могла обойтись упоминанием Годзиллы исключительно в речи спасшегося моряка, а не эксплуатировать чужую популярность). Добавлю еще, что в российском прокате аббревиатура М.У.Т.О. почему-то превратилась в Гнуса... В общем, не стоит и пытаться сохранить серьезное отношение к происходящему до финала - но на захватывающее развлечение зрители смело могут рассчитывать вне зависимости от размера и трехмерности изображения. А давние поклонники одной из самых известных японских фантазий - еще и на уважение к традициям. Все-таки, для истории кино, думаю, именно это будет иметь большее значение.