Вернуться из космоса
Учитывая, насколько хорошо справились наши прокатчики с дублированием, даже странно, что такую простую игру слов в названии они решили проигнорировать. Тяжесть, например - настолько же двусмысленное слово в нашем языке, и если бы создатели имели в виду именно физическое понятие (точнее, его отсутствие), а не характеристику ситуации, то могли назвать фильм Gravitation. И чувство опасности, тревоги за действующих лиц наполняет зал с первых же завораживающе красивых видов огромной голубой планеты, над которой парит крохотный островок жизни, не ведая о приближении бури. Конечно, вся наружняя съемка - по сути компьютерная графика высочайшего качества, стопроцентно реалистичный мультфильм с наложением лиц актеров на забрала скафандров. Но даже покадровая прорисовка без монтажных склеек на протяжении поразивших профессионалов киноиндустрии 17 минут - это титанический труд, и режиссер пошел на это не ради запоминающегося рекорда, а чтобы наглядно продемонстрировать неразрывную связь между визуальным великолепием околоземного пространства и таящимися в нем угрозами, в том числе рукотворными. Вообще, он, как известно, не ищет новых путей в стараниях поразить даже корифеев 3D-фантазий, и внутри кораблей и станций Сандре Баллок пришлось вдоволь напрактиковаться в акробатике на сложнейшей системе тросов и подвесок, чтобы получилась достоверная иллюстрация эффекта невесомости - и тоже, не на краткий миг, а на всем протяжении пути через МКС. Да и потрясающая до тошноты игра света в ее неудержимом кувыркании после первого ЧП - не цифровое наложение, а изобретательное применение усеянной светодиодами подвижной декорации и роботизированной камеры. В общем, похвала Джеймса Кэмерона дорогого стоит, и на бюджете спецэффектов тут явно не экономили, так что стоимость билета в IMAX оправдана, что по нынешним меркам редкость.
После просмотра рекламы у меня были опасения, что Куарон нам предложит орбитальный вариант "Похороненного заживо" - ну, чем можно заняться, вращаясь в неуправляемом гробу, летящем в звездную бездну? Спешу успокоить - если с чем и сравнивать его новую нетленку, так это с фильмами катастроф типа "Посейдона" или даже нашего недавнего "Метро". Ну, разве что без какого-либо вмешательства внешних сил и с предельным ограничением на число участников. В космосе оно, знаете ли, так - если что случилось, то с бедой ты, как правило, один на один, и в обозримом будущем помощи ждать неоткуда. И по уровню правдоподобия придуманная семейным дуэтом череда обстоятельств мало чем уступает вышеперечисленным. Наше патриотическое подсознание, конечно, при первых же признаках идеологической диверсии начнет вопить, что было бы гораздо реалистичнее, если не плохие русские свой спутник расфигачили, не посоветовавшись (не хватает мельком брошенной фразы, что они так решили отвоевать себе обратно космос, куда все кому не лень повылазили), а какое-нибудь неспровоцированное ЧП случилось типа взрыва корабля-носителя со все той же цепной реакцией обломков или на худой конец атаки инопланетян... В оправдание пригретому Голливудом мексиканцу напомню о неопровергнутых теориях таких же нечаянных трагедий в Чернобыле и на "Курске". Ну, да не важно - есть и другой сценарный прокол с героическим самоубийством, в необходимости которого (как и расходования критических запасов кислорода и топлива на ловлю трупа) усомнится любой домашний теоретик. Зато история прохождения героини через огонь, воду и шлюзовые трубы благодаря этим небезупречным "двигателям" получилась практически идеальной: захватывающей, без повторов и провисаний, с брошенным вскользь взглядом в прошлое и впечатляющим "возвращением Карлсона", с лихвой искупающего китайские песнопения и грезы до озноба потерявшей надежду женщины. Ее отчаянный бросок в скафандре к китайской станции с огнетушителем наперевес, конечно, такой же "прыжок веры", как и десант Кирка с Ханом в недавнем "Стартреке", но, думаю, мало кто из зрителей не согласится, что доктору Стоун должно было повезти - профессионализм своей подготовки она уже к тому времени неоднократно доказала. Немного покоробило, признаюсь, что даже после приземления страдалицу в покое не оставили - нужно было этот "финальный бой" обязательно вставить, словно в "Чужих" каких-нибудь! И все ж, уверен, число мечтающих о полете в космос после просмотра этой картины не сократится. Лишь резко возрастет число категорически желающих из такого полета вернуться...