Лоуренс Кольберг о стадиях развития нравственности

Jul 05, 2023 18:33

Представление об этапах духовного и нравственного взросления немаловажно: они, как и знания о возрастной психологии, помогают нам гармоничнее проходить через жизненные этапы. Что касается лестницы духовной жизни, то преставление о её ступеньках может в какой-то момент помочь нам не упасть с неё, а также спокойнее относиться к различиям в обращении с религиозными правилами.

Невозможно не отметить, что современная мораль предлагает взрослым людям задерживаться на самых первых стадиях, называя традиционные высокие нормы морали «закабалением». Размышление над данным материалом помогает понять, почему «моральное освобождение» приводит к ужесточению государственного контроля - обычный член общества всё более вгоняется в нравственное «детство», и становится всё более непредсказуемым, в связи с чем управляющие слои общества (особенно исполнители) ощущают растущую необходимость быть не руководителями, а «родителями», осуществляющими метод «кнута и пряника» буквально, как будто обращаются с детьми до 5 лет. Но особенно характерна любовь к методу «кнута и пряника», применяемого без различения, для руководителей, которые сами не ушли с первого уровня нравственности, так как опыт восприятия инаковости других людей у них отсутствует.

Впрочем, страх «закабаления» тоже имеет основания, так как переход к зрелой морали требует серьёзной работы через послушание и интеграцию (соотнесение себя с другими), а эта стадия по необходимости является формалистской, рамочной и ограничивающей.

Помимо целого ряда классических духовно-богословских трудов в этом изучении я предлагаю работы трёх авторов: Джорджа Фаулера, Лоуренса Кольберга и Моргана Скотта Пека.

«Лестница нравственной жизни» Кольберга состоит из 3 уровней и 6 ступенек (стадий). Данная система создана им в опоре на работы Жана Пиаже. Подробнее о ней можно почитать в статьях:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-idey-kognitivnoy-teorii-moralnogo-razvitiya-lorensa-kolberga/viewer

2. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-moralnyh-suzhdeniy-v-protsesse-zhizni-analiz-mezhkulturnyh-issledovaniy/viewer

3. https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61344


Преконвенциональный уровень (Стадии 1 и 2). К данному уровню относятся дети до девяти лет, некоторые подростки и взрослые в силу современного замедления возрастных процессов, а также многие взрослые преступники. Человек на этой стадии не имеет даже начального понимания правил, и действует, ориентируясь только на основную потребность и простые стимулы: удовольствие или наказание. Этот уровень подразделяется на 2 стадии.

1. Стадия гетерономной морали (слушайся или будешь наказан) характеризуется избеганием наказания. Учитывать интересы других личностей человек не способен. Последствия поступка понимаются не с точки зрения их ценности, а с точки зрения «плохо» ему самому или «хорошо». Отсутствует ценность уважения: человек пока что её не понимает и для определения правильности поступка не использует.

2. Стадия инструментализма и обмена: она имеет в своем содержании следование правилу только в тех ситуациях, когда оно кажется немедленно интересным. «Правило, на данной стадии - это справедливый, равный обмен, соглашение». «Ты почешешь мне спину, и я тебе». Есть чувство справедливости, но оно исключительно прагматично. Ценности и правила индивидуалистичны, но понимание чувств и интересов других людей уже нарождается.

Конвенциональный уровень (Стадии 3 и 4) развития нравственности характерен для подростков и части взрослых. На данном этапе человек очень озабочен социальным одобрением. Его основные ценности - преданность и власть. У него сильна потребность доказывать право на своё место в обществе, включающее как желание подстроиться, так и демонстративное требование принять и допустить в обществе его инаковость. Благополучие сообщества он считает превалирующим над благополучием отдельного члена. «Человек идентифицирует себя с определенной группой, что выражается в поддержании ожиданий от окружающих его людей».

3. Третья стадия, называющаяся стадией «взаимных межличностных ожиданий», характеризуется желанием соответствовать тому, что ожидают от человека близкие ему люди. Главная цель, формирующаяся на данной стадии - это быть хорошим для других и для себя, иметь хорошие мотивы, поддерживать взаимные отношения (выражающиеся в заботе, уважении и благодарности). Поступки рассматриваются и с точки зрения намерений, и с точки зрения последствий. Человек понимает смысл золотого правила этики, он всматривается в чувства и мысли других людей, старается ценить их и учится ставить их выше собственных желаний.

4. Четвертая стадия - стадия «социальной системы и ее сознательного поддержания» (или стадия «закона и порядка»), на которой человек вступает на путь свободного следования правилам, он сам добровольно принимает их, вырастая над детским принуждением. То, что он тренировал сначала из послушания, затем из желания нравится и быть своим для своих, теперь становится его собственным выбором. Исполнение законов становится предпочтительным, наступает осознание их важности и приоритета для жизни и для поставленных целей. Таким образом, человек на данной стадии осознает себя в качестве элемента общества и прилагает определенные усилия, чтобы избежать его раскола. Но при этом человек отличает общесоциальное и межличностное пространства смыслов. Представление о совести сформировано.

Постконвенциональный уровень (Стадии 5 и 6) связан с поиском и утверждением смыслов и ценностей, которые как выше человеческих сообществ, т.е. вечных истин.

5. Пятая стадия, именуемая стадией социального контракта (или «правовой грамотности») имеет в своем содержании несколько сущностных характеристик. Человек осознает и держит в памяти вариации ценностей и относительных мнений, которые наиболее востребованы и верны в его социальной группе. Относительные правила обычно исполняются, однако, чаще всего это происходит в интересах беспристрастности, в силу того, что они (правила) являются результатом социального договора. Таким образом, превалирует «легальная» точка зрения, но имеется возможность изменения законов в соответствии с рациональным понятием общественной пользы, т.е. мы сталкиваемся с проявлением утилитаризма. На данной стадии человек может обнаружить в себе чувство обязательства к закону из-за определенного социального контракта. В данной ситуации создание и соблюдение законов необходимо для общего благосостояния и защиты всех людей. Процессы вхождения в сообщество и идентификации с ним происходят через зрелые соглашения. Человек может проследить возможность одновременного присутствия моральных и легальных точек зрения, осознание их конфликта и трудностей интеграции.

6. Шестая стадия - «этических универсалий». Она соответствует предельно сознательному следованию выбранным высоким этическим принципам. Конкретные социальные законы или соглашения имеют для человека ценность на шестой стадии, он не порывает с ними, а наоборот, утверждается в них на новом уровне. т.к. они поддерживают высокие нравственные принципы. На данной стадии мы можем наблюдать веру человека в значимость универсальных нравственных принципов. Моральная точка зрения имеет первостепенное значение, и чаще всего именно она служит основой для создания социальных соглашений. Таким образом завершение процесса постижения природы морали является итогом становления индивида как цельного элемента социальной системы. Здесь на глубоком уровне раскрывается истина о том, что целью и предназначением морального закона является человечность как таковая, и со всяким человеком следует обращаться как с Человеком.

Эльгаладна, спасение мира, культурология, идти вперед, благородство, община, вера, католическая публицистика, образование, наука, о душе, толкование имён, о воспитании, сущность мастерства, ученые труды, рассуждения, антропология

Previous post Next post
Up