Вчера я стала полноправным мотоциклистом! То есть я сдала экзамен на категорию А. Причём с первой попытки! Ух, как я собой была довольна. Зачем мне мотоцикл? Для Индии. Там без двухколёсного мото-друга или хотя бы скутера чувствуешь себя, как без ног. При этом начинать ездить без подготовки, мне было совсем боязно. Мысль о том, чтобы научиться мне ещё зимой приходила в голову. И с началом лета я решила воплотить её в жизнь.
Ещё в июне я нашла для себя Казакофф-Моторс на Ходынке, рядом с домом. По телефону мне сказали, что всего пять занятий достаточно для подготовки к экзамену на права, практическая часть которого состоит лишь из медленного маневрирования на площадке, без города. Потом некоторое время заняло прохождение медкомиссии и подача документов на экзамен в ГИБДД. В общем, я начала заниматься в июле.
Оказалось, что научиться водить мотоцикл не намного проще, чем автомобиль. Когда на пятом занятии я всё ещё нарабатывала базовую моторику рук и правильную посадку, я как-то стала осознавать, что мне явно пяти занятий как-то совсем не хватит. И два занятия в неделю тоже совершенно недостаточно, потому что первую половину занятия я вспоминаю, что было в прошлый раз. В итоге, я поняла, что если я не буду заниматься каждый день, то до скончания веков я буду обречена отрабатывать трогание с газом. Я занималась семь дней в неделю, и прогресс пошёл. Скоро я уже отрабатывала повороты. Конечно, я не всё время занималась каждый день, но 4-5 раз в неделю в течение полутора месяцев стабильно.
В какой-то момент я сбилась со счёту, но в итоге у меня получилось около 25 занятий. Одно время мне было чудовищно обидно, потому что казалось, что я полный бездарь, если мне надо 20 занятий, для освоения того, что другие овладевают за 5 занятий. Но потом я почитала в интернете, что стандартный курс обучения - это 15 занятий, и успокоилась. Превысить норму на четверть - это не так обидно как в четыре раза.
Где-то в начале обучения я ещё упала с мотоцикла. Вернее, проблема была не столько в том, что я упала, потому что скорость на повороте была меньше 5 км/ч, а в том, что мотоцикл упал на меня. Синяк у меня потом был на полбедра три недели, а шрам до сих пор залечиваю. Но это только добавило задора. Надо продолжать заниматься - не зря же падала!
Вообще мотоцикл - это недешёвое удовольствие. Я когда только мечтала, что буду заниматься, представляла, как я буду вся такая крутая подъезжать на машине, чтобы взять урок мотоцикла. А оказалось, что там все такие, и машины будут покруче, чем у меня. Да и час вождения мотоцикла стоит, в среднем, на треть дороже, чем на машине. 1000-1200 руб/час за мотоцикл против 800-900 руб/час за машину. Не говоря уже о том, что многие мотоциклы стоят не меньше, чем автомобиль. Поэтому сейчас мотоцикл - это не дешевое средство передвижения для тех, кто не может позволить машину, а по сути вид недешевого хобби.
Я обучалось на Yamaha YBR 125 - лучшем друге начинающего мотоциклиста, небольшом и манёвренном. Мне ужасно повезло, потому что в ГИБДД я сдавала на таком же. Мне даже не надо было приноравливаться - просто села и поехала. Но вообще по сравнению с машиной в мотоцикле всё наооборот. Сцепление и газ ты выжимаешь руками, а передачи ногой. Но какое забытое удовольствие для меня был каждый раз момент трогания, когда открываешь газ и плавно приотпускаешь сцепление. Я так крепко про него забыла на своей машине с автоматом, суть скутере о четырёх колёсах.
В середине обучения я поняла, что главное в вождении мотоцикла - это глаза, колени и локти. Глаза всегда должны смотреть туда, куда ты хочешь ехать и как бы тянуть мотоцикл за собой. Колени всегда должны быть крепко прижаты баку, чтобы обеспечивать устойчивость и баланс за счёт единения с мотоциклом. А локти должны быть расслаблены, потому что напряжённые руки не дают поворачивать и маневрировать. Когда я смогла скоординировать все эти три аспекта, у меня сразу стали получаться и восьмёрка и змейка, и вообще я перестала смертельно бояться мотоцикла.
Наверное, я так медленно училась, потому что практически каждое занятие у меня было связано с преодолением страха. В особый ужас меня вводила необходимость наклонять мотоцикл для поворота. И сколько бы мне не объясняли, что из-за гироскопического эффекта мотоцикл на скорости не может упасть, как бы его ни приклоняли к земле, всё равно животный страх мне мешал это сделать. Как бы умом я это ни понимала, но совершать это контр-интуитивное движение я не могла.
А ещё ужасно страшно ехать пассажиром, даже если ведёт мотоцикл инструктор и показывает тебе, что надо делать. Быть пассажиром на мотоцикле - значит полностью довериться водителю. Ты должен прижаться к нему и делать в точности, что и он. А я в наклонах на поворотах всегда рефлекторно наклонялась в противоположную сторону, что дестабилизировало мотоцикл и ужасало уже инструктора. Вообще, я бы на пассажиров мотоциклов отдельные права выдавала, потому что пассажир полностью влияет на управление мотоциклом. И вообще, это страшнее, потому что водитель хотя бы знает, что он собирается делать, а пассажиру остаётся просто сидеть и доверять.
Отдельного слова стоит упоминание мотоциклистов на дорогах. Сама в Москве мотоцикл водить я не собираюсь. Но с тех пор как сама начала учиться, я стала гораздо внимательнее и доброжелательнее относиться к мотоциклистам. Это полнейшая чушь, когда водители заявляют, что они не видят мотоциклистов, ведь пешеходов они как-то видят! Просто есть высокомерие и зависть, что вот я сижу в своём джипе и я круче и не хочу замечать ни машины попроще, ни тем более мотоциклистов, а поворотник включить мне вообще западло. И то, что все мотоциклисты на дорогах сумасшедшие камикадзе - тоже предрассудки. Отчаянным стилем вождения и многие автомобилисты отличаются, а большинство мотоциклистов водят весьма аккуратно, ведь у них нет никаких элементов пассивной безопасности, кроме экипировки. То, что для машины будет небольшой вмятиной, для мотоциклиста может оказаться смертельным ударом, поэтому требования к мастерству вождения на порядок выше.
Но несмотря ни на что, я теперь считаю, что мотоцикл - это круто. Аппетит приходит во время еды. Чем больше я занималась - тем больше удовольствия получала. Вряд ли я сейчас уже захочу сесть на скутер. Хотя ещё год назад я едва ли даже в самом фантастическом сне могла представить, что открою категорию А.