Казимир Малевич (автопортрет) - основатель супрематизма, создатель “Черного Квадрата”
Световые стихи
Мне нравятся стихи, в которых нет повествования - это для меня высший уровень искусства, когда только звуки, запахи, чувства. Я называю их Световыми Стихами. Они для сердца, из сердца, когда как повествование - для ума. Так мне очень долго не нравится Пушкин, пока я в нем не обнаружила этого светового.
Пример
“Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной… “(Осип Мандельштам)
“День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.” (Иван Бунин)
“Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, теплый и веселый...
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.” (А. Ахматова)
“Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь - как раз умрем” (А.Пушкин)
Вот сравните с:
“Зачем, Елена, так пугливо,
С такой ревнивой быстротой,
Ты всюду следуешь за мной
И надзираешь торопливо
Мой каждый шаг? . . . . я твой” (А.Пушкин )
Красиво, изящно, умно, но! - света нет.
Ничего лишнего
Такие световые стихи отличаются тем, что в них нет ничего лишнего.
Если из этих стихов удалить слова - в них останется музыка. Удалить музыку - останется лад, удалить лад - ноты, удалить ноты - ощущение света.
Световые стихи можно сжимать - они от этого не исчезают, лишь проявляется другой пласт. Под-слой. И так, пока не дойдешь до основы, абстрактного(без лишних деталей), а еще вернее супремативного (сведенного к самому основному, к нулю деталей, к ядру) абсурда.
Но и из этого абсурда как из кубиков можно создавать новое. Как из атомов можно создать что угодно. Атом, на первых взгляд мало интересен - ибо не несет в себе привычного нам “узнаваемого”. Но мы-то знаем - атом важен! Хоть и блины из него не спечешь.. Или?
Атом
“Супрематизм - бесконечное углубление.”Что там в конце? Тьма? Нуль? Простота? Атом?
Казимир Малевич (Супрематизм: круг, квадрат, крест)
Малевич(главный супрематист-основатель): «Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои <…> бывания в разных ощущениях»
Супрематизм это не изображение реальности, это изображение атомов реальности, ее основы.
Черный квадрат на белом фоне - «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия»(Малевич)
Атом существует!
Современному человеку (да и древнему греку) , знающих об Атоме, а теперь и о содержимом атома, т.е более мелких единиц существования, ребенку, которому так естественно складывать замки из кубиков, - супрематизм (как и малевич) - понятен и естественен.
Фото: Андрей Прохоров
Атомом можно не восхищаться (если вы не знаете, что такое Эврика!), но открытием его, идеей - вполне!
Идея и Свет
“Супрематизм - это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума.”
Вот оно - мое световое стихотворение - нет, не чистая музыка, - нота из которой можно сложить любую музыку, стихотворение, ощущение, чувство.
Дизайн
Так и случилось. Квадраты, треугольники, кресты и круги - оказались теми игрушками в которые стали играть художники, основавшие первую академию дизайна - Бахаус (Германия) Вспомните Кандинского. Клее, и весь современный дизайн.
Картина:Кандинский. Дизайн кресел
Театр
Знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к футуристической опере «Победе над солнцем» - как победа творчества над природой: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Интересный факт: Пьесу (Победа над солнцем) заказали Маяковскому и Крученых, написал Крученых, Малевич работал в постановке театральным художником, создал интересные костюмы и сценографию для спектакля.
«Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены»
Л. С. Попова. Чертёж сценической конструкции для спектакля «Великодушный рогоносец». 1922. (уже конструктивизм)
Театральная работа Малевича явилась основой “сценической архитектуры” - трехмерной кинетической взаимодействующей целостности
[2]. Именно сценической структурой пользуются все современные театральные художники для выстраивания театральных декораций на сцене
Игра в бисер
Вспомните Гессе! Супрематизм - это основа игры в бисер!
В художественном заведении, где я училась, - преподавали композицию - обучение расположению изображаемого на листе. Учили этому академические профессора академических художников-студентов, используя те самые “атомы” Малевича. Атомы(простые разноцветные фигуры) должны были собираться в картину- и чтоб ничто не падало, не висело, не вываливалось - чтоб была гармония на листе.
Основа. Начало. Смерть.
Малевич: «супрематизм, настолько абсолютен.. что он один может выразить сущность мистических ощущений.Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает». Вот она, “пустыни небытия»(Малевич)
Малевича так и хоронили - укрытым черным квадратом. Гроб в виде креста ( Малевича), гробовщик сбивать отказался, сославшись на трудность выполнения работы. Гробовщик не был Левшой и не смог подковать блоху...
Интересный факт
"Паралимпийские игры в Сочи украсят плакаты «в стиле Малевича»
Спокойные и мужественные фигуры спортсменов, изображенные на плакатах В них заключены основные идеи и ценности Паралимпийских игр - мужество преодолевать препятствия, решительность идти к поставленной цели и равенство.
Плакаты «в стиле Малевича»
Ближе к народу или Смейтесь, Господа
Когда политики говорят об искусстве - слушайте внимательно! Если вам удалось посмеяться - то все хорошо в Данном королевстве!
Путин-супрематист - простите, чей шедевр не знаю
Путин и Глазунов “перетерли за искусство” .
Придворный Глазунов просил запретить “безобразия” и защитить не выдерживающий конкуренции “реализм”: “Что же, сегодня государственным искусством становится "Черный квадрат" Малевича, все эти безобразия, как и в театре?”
Придворный Ху(дожник) Илья Глазунов - автопортрет и его же Л Брежнев - похожи, правда? Впрочем, у Ху всей Руси - все как на одно лицо. (сравните с потрясающим автопортретом Малевича - и поймете - направление - ерунда, Талант - всему голова!)
На что Царь вся проявил несказанные знания и широту души:”Что касается "Черного квадрата", то он был, как известно, посвящен Ленину, Владимиру Ильичу. Но это не единственная его работа, у него есть и другие, и там есть, на что посмотреть, уверяю Вас".
А затем снял рубашку с плеча и кинул придворному: “Я не хочу никаких оценок давать, но тем не менее, конечно, реализм мне лично ближе. И я думаю, что большинству наших граждан ближе”
Так вот - про Ленина - похоже случайно вскрытая политическая тайна - потому как никому не известно, но в королевстве, похоже, “все путем”!
Солнце
Солнце, Луна - тоже очень простой формы, но разве они не чудо?
Народ, как вы насчет луны и солнца?
Эндрю Уаетт. Лунное сумасшествие. (Супрематизм? - Реализм!)