В современном мире поводов для стресса множество. Но надо уметь разделять, так называемый, хороший стресс и плохой. Хороший стресс, мотивирующий еще в детском возрасте, к развитию, важно и необходимо пережить. Так мы учимся решать задачи, накапливать знания и приобретать навыки. Ведь если дети не научатся справляться со стрессами и конфликтами, как им удастся справляться со стрессом и конфликтами, будучи взрослыми? Основу стрессоустойчивости как ребёнка, так и взрослого, составляет самопринятие, то есть любовь к самому себе. Когда вы принимаете себя со всеми достоинствами и недостатками, позволяя ощущать себя как безусловную ценность в ситуации стресса, снижая тем самым его негативное влияние. Это базовое правило, которое стоит закладывать с детства - каждый человек имеет право на ошибку и каждый человек имеет право на уважение.
Но есть одно исключение - нужно осознавать границы ребенка. Упор должен быть сделан на развитие психологической устойчивости ребенка, не разрушая его. Это, так называемый, плохой стресс. Кто-то более чувствителен с рождения, кто-то устойчивее, такие индивидуальные особенности ребёнка необходимо учитывать родителям. Вы должны знать когда остановиться. Родителям необходимо создать обстановку, в которой их дети могут учиться, чтобы овладеть ситуацией. Показывая, что вы понимаете чувства ребенка, поддерживая его, вы даете ребенку возможность опереться на вас - это навсегда станет фундаментом его личности. Возможность в любой момент поговорить со значимым взрослым о том, что делать, как реагировать на стрессовую ситуацию, дает понять ребенку что-то важное для себя, овладеть новыми коммуникативными умениями. Так он выходит из неблагоприятной ситуации, став сильнее и приобретя новый позитивный опыт.
Вот некоторые рекомендации родителям на этом непростом пути:
1. Научите ребёнка не думать и не говорить плохо о себе и о других.
2. Расскажите ему, как важно обращаться за поддержкой к другим людям. И самому помогать словом и делом.
3. Практикуйте самопринятие. Научите детей понимать свои сильные и слабые стороны, сравнивая себя не с другими, а с самим собой в прошлом.
4. Помогите ребёнку изучить чувства, научите правильно их распознавать. Объясните ему, что испытывать разные чувства и эмоции - это хорошо и что это не проявление слабости.
5. Развивайте оптимизм - общее позитивное отношение к различным вещам и событиям. Самым удачным для воспитания оптимизма считается дошкольный возраст, но и позже этот опыт будет очень полезен.
6. Вместе занимайтесь спортом. Физическая нагрузка даёт работу телу, в котором негативные эмоции могут застревать в виде разных «зажимов».
7. Придумайте игру, которая поможет ребёнку справляться со стрессом самостоятельно. Пусть он вообразит себя рыцарем с магическим щитом, от которого отскакивают страхи, обиды и прочее. Или пусть он посадит себя в мешочек маминой любви, представляя, какого он красивого цвета, каким пышным бантом завязан и как надёжно защищает от неприятностей.
8. Придумайте своё слово (фразу), которое обозначает личностные границы. Например, «Стоп, это эмоции!». Уже в 6-9 лет ребёнок вполне способен (и может!) вежливо предупредить собеседника о нарушении своих границ.
И, безусловно, важно помнить, что дети следуют за родителями и, кроме игр и обсуждений, важнейшей составляющей воспитания является личный пример.