В ленте по ссылкам рассуждения о монашестве, священстве, далее по всем пунктам «святости» и близости к богу. Что-то вроде путеводителя по железнодорожным станциям - дальше, ближе, еще ближе, конечная остановка. Вместо поезда привычный образ лестницы, но смысл не меняется, за исключением, что по лестнице нужно карабкаться с трудом - ведь труд, "как известно"(с), и "сделал из обезьяны человека"(с).
Образ приближения к богу как восхождение по духовной лестнице м.б. кому-то полезен, но чаще вводит в заблуждение. Образ солнца точнее проясняет духовные вопросы. Кроме того, он ближе язычникам и солнцепоклонникам, коими по факту являются многие христиане, от них же первая аз.
Итак, Бог - солнце, но забудем то, что знаем о реальном светиле. Бог - излучает жизнь, тепло, любовь, вне его излучения нет жизни и любви. Поскольку он творец и источник жизни, круг бесконечен, не должно быть места, куда бы лучи не проникали. Так и есть, пусть малая часть божественного света, но проникает во все формы жизни. И только сознание "сотворцов" способно ограничить доступ солнечному свету и замкнуться в капсулы разной степени проницаемости.
Быть с Богом - быть в Боге, в лучах его Любви. Жизнь в Боге часто бывает без мыслей о нем - можно жить в солнечных лучах и не думать о солнце. Все объекты в солнечных лучах принимают, используют, транслируют солнечный свет. Свойства объекта - чистота, восприятие - важное условие принятия солнца, от этого зависит способность отдавать свет и тепло. Наилучшее условие для того, чтобы излучать, создавая вокруг себя яркую жизнь в Боге - быть таким, каким задумал Бог, не портить творение излучением своего «эго». Выполнение этого условия создает «сродство» к Богу - чем больше сходства, тем сильнее притяжение объекта к центру круга, а там ярче солнечный свет. Так, чем ярче светит объект, тем больше света он получает, и приобретает способность светить еще сильнее.
При нахождении объекта в самом центре излучаемый им свет, как и божественный, охватывает всё пространство вокруг. У объектов на периферии меньше область охвата, при условии ее увеличения - неизбежное движение к центру. Чем темнее искусственно создаваемые «капсулы», тем меньше шансов у них изменить свечение. Полная темнота сливается с мраком за пределами солнечного творения и теряет идентичность.
Если перенести "солнечную модель" на христианство, то в самом центре окажется только Христос. Все люди на разном удалении от солнца, по-разному излучают, "темные" вместо излучения поглощают и гасят свет. Всё, конечно, много сложнее, чем в модели - ведь люди принимают не только божественное, но и излучение друг от друга, «темные капсулы» не обязательно индивидуальны.
Не буду дальше фантазировать, повторю немного иначе.
Нет жизни, кроме как в Боге, в его Любви. Насколько человек похож на Бога, настолько он близок к нему, настолько велика его собственная способность любить. Одни согревают небольшой круг, в котором оказываются один-два человека. Другие способны светить далеко и согревать многих. Но и те, и другие - в Боге.
Что такое крещение и остальные христианские таинства в этой "солнечной модели"? Это отказ от преград, создаваемых собственным "эго", принятие божественного света. Устранение препятствий для общения с Богом и в Боге. Осознание, как что-то внутри мешает самой жизни. Декларация желания быть с Богом даже ценой отказа от того, что считал "своим я". Согласие с божественным решением о себе и просьба к Богу о помощи - а она не замедлит, подаваемая обычно через других людей.
Крещение, первое и главное, как и другие таинства - соединение человеческого и божественного. Человеческого в божественном. Вхождение в Церковь. Любое человеческое решение может быть в разной степени или не вполне осознанным, но это неважно. Важнее отказ от "своего", принятие Бога и других людей.
Крещение, как и миропомазание, елеосвящение, покаяние и Причастие - дают возможность единства с Богом, направлены на изменение себя, или самых близких, детей.
Таинство брака и таинство священства - помощь в любви, которая требует особого подвига. Всю жизнь любить и принимать одного человека трудно, часто недоступно, дети тоже требуют самоотдачи. Еще сложнее любить многих, всех. Быть для остальных зримым и чувственным образом Бога.
Будучи в браке, можно «зацикливаться» друг на друге, а можно, любя друг друга, светить многим. Потому и возможно принятие сразу двух таинств - брака и священства.
Что в «солнечной модели» монашество, святость? Не более чем различия в способности любить, но такие различия есть у всех людей. Перечисленное подразумевает способность светить и включать в этот круг любви больше людей, чем кто-либо другой. Других отличий нет.
На мой взгляд, трудно найти что-то более убогое в богословском отношении, чем взгляд на монашество как на брак, только с Богом, как на восполнение им отсутствующей у монаха «второй половинки».
Принятие монашества - декларация любви, ее обетов и просьба о помощи. Очень сложна возлагаемая на себя обязаность - любить всех, в этом есть сходство монашества и священства. И то, и другое должно быть принято, только если человек умеет по факту любить окружающих, иначе всё бессмысленно.
Отсутствие физической близости и необходимости воспитания детей всего лишь дает возможность, без этих привязанностей и обязательств, отдавать свою любовь многим.
Поскольку последнее время на дополнительные размышления наталкивают не книги, которые не читаю, а просмотренные фильмы, замечу здесь. На мой взгляд, иногда актеры, в стремлении любить всех, отдавать, дарить любовь, превосходят монахов. Не все конечно, но некоторые не могут, или сознательно не создают семью, так как профессия требует слишком много отдачи. Не случайно сопутствующими профессии являются какие-нибудь «миссии доброй воли», работа в «фондах помощи детям», и т.п. Напротив, монахи иногда замыкаются на себе, что есть изврат и монашества, и христианства. Есть, конечно, и те, кто умеют любить, их свет светит многим.
This entry was originally posted at
http://elenalev.dreamwidth.org/2781.html. Please comment there using OpenID.