Чтение и просмотр фильмов для меня не полезны в большинстве случаев, ибо затягивают в некую мечтательность. Это означает, что в сознании идет некая "альтернативная дорожка" событий, отнимая внимание и душевные силы у реальности. Примерно помню, когда и как эта виртуальная дорожка появилась впервые. Каждое время года в памяти всплывают принадлежащие именно ему события, а это было осенью.
Подразумеваю внимание к конкретному представителю противоположного пола, встреченному в реале (а не в книжках и кино). Было это школьной осенью в начале 8-го класса. В нашем городке было две школы - средняя и восьмилетняя. Я училась в средней, все, кто собирался заканчивать "десятилетку", приходили к нам. К двум нашим "а" и "б" добавляли еще два, выпускных всегда было четыре, в каждом - по 30 с лишним человек.
Парень, в которого я влюбилась, пришел в нашу школу в 9-й класс. Но я встречала его однажды раньше - в детстве, когда я была классе в третьем, он меня сильно напугал.
Мы с подружками тогда шли из школы, часть дороги вела через сквер. Было еще (или уже?) тепло и зелено, мы были одеты легко, в школьную форму. Шли вчетвером, или впятером, не помню. В начале сквера мы увидели, что перед нами, загораживая нам дорогу, стоит мальчик старше нас, с ножом в руке. Взмахнув ножом в сторону каждой из моих подруг, он сказал - «ты, ты, ..и ты - уйдите. А ты (это мне) - останься». Девчонки кинулись врассыпную. Только Ирка, моя хорошая подруга Ирка, мужественно осталась со мной. Дальше подробностей не помню, потому что всё было довольно быстро, а мы были испуганы. Он прогонял Ирку, я как-то пыталась защитить подругу, ей пришлось убежать. Тогда он заявил, что хочет меня поцеловать.
Что было потом, я спросила у него самого, много позже - «ты поцеловал меня тогда?». Он признался - «нет, ты убежала».
Кажется, именно после этого случая одно время возле сквера меня встречал кто-нибудь из взрослых. По описанию подруга Марина, которая жила со мной в одном дворе и училась в «восьмилетке», узнала местного хулигана и второгодника Ж. К., который учился с ней в одной школе.
Когда он пришел учиться к нам вместе с другими девятиклассниками, я на него посмотрела… Наверное, с опаской - что за Ж.К. такой, и чего от него теперь ждать. Вел он себя обычно, ни на кого, в том числе и на меня, не обращал внимания. Я посмотрела… увидела темные, почти черные волнистые волосы, зеленые глаза… и поняла, что влюбилась. Не знаю, как бы я поступила дальше, в смысле, как бы я с ним знакомилась, но со мной случилось небольшое происшествие. Тут же в сентябре - во всяком случае, было еще совсем тепло, я сломала руку. Школа стояла на высоком берегу пруда, к ней вели большие асфальтовые ступени. Которые, как вспоминала моя мама, делали они сами, то есть учителя вместе со школьниками во время каких-то школьных работ. На одной из этих ступеней по пути из школы я и упала, подвернув руку и сломав её выше запястья. Я взяла портфель в другую руку и пошла домой. Было так больно, что слезы выступили на глазах. Но боль заглушалась сожалением о том, что рядом нет Ж.К. и он не помогает мне нести портфель. Именно об этом я и попросила, подойдя к нему в школе на другой день. Остановила его на перемене, когда они переходили из класса в класс, сказала, что сломала руку, и не мог бы он провожать меня домой.
Он согласился. Когда я вышла после последнего урока, увидела, что Ж.К один сидит в фойе возле раздевалки и ждет меня. Оказывается, у них уроков было меньше, свои учебники он успел отнести домой и вернулся специально. Я вручила ему портфель. Дорога домой - это были ступени под горку к пруду, длинный «школьный» мост, по улице вдоль стадиона, мимо здания пожарной части, потом через шоссе, в сквер, который нужно было пересечь по диагонали.
Помню, что когда шли напротив «пожарки», я объяснила, что мне очень нужен нож, и спросила, не мог бы он мне его подарить. Женя, улыбнувшись, тут же вынул из кармана складной ножик и протянул его мне - ну конечно, он всегда был у него в кармане. За сквером вышли к небольшому двухэтажному дому культуры, оставалось пройти немного вдоль края сквера до конца улицы, где вход в наш двор. Зашли в подъезд дома культуры, чтобы поговорить.
Я задала вопрос - «знаешь, почему попросила тебя провожать меня домой, и почему ножик у тебя попросила?» - и призналась - «я люблю тебя».
И что же он ответил? Я смотрела в его зеленоватые глаза, а они погрустнели, затуманились, и он с некоторой печалью вспомнил - «я тоже любил одну девчонку. Её звали В.Щ.» Это было настолько не то, чего бы мне хотелось, что я даже имя запомнила.
Портфель мне Женя носил, наверное, с месяц, пока рука была в гипсе.
Этой же осенью, только уже холодной, октябрьско-ноябрьской, и заметила то, что в сознание начала врываться какая-то вторая, опосредованно связанная с реальностью, «дорожка». Я часто ходила пройтись на высокий берег реки за городом, мимо кладбища. Где-то там, в осенней темноте, и осознала, что представления о каких-то «отношениях вообще», мысли о том, когда встретимся, что и как происходит и произойдет и т.д. - это не мое, это помимо меня. Было жаль, что не вернуть детскую непосредственность в восприятии событий, полную отдачу. Раньше, даже когда читала книжки, отдавалась настолько целиком, что могла забыть о том, где нахожусь. Теперь стало иначе. Это трудно объяснить, тем более сама мало что понимаю. Но уже тогда я знала - то, что происходит на иллюзорном плане бытия - никогда не может осуществиться в реале, потому что оно уже произошло. Произошло где-то там, в мыслях и мечтах, но это тоже способ осуществления, а дважды ничего не бывает. Впрочем, это я додумала несколько позже, а тогда только ощущала всё так, как будто в сознание врывается кто-то чужой. ЧУЖОЙ.
Здесь нужно заметить, что религиозного воспитания я не получала совсем, о боге если и думала, то только самостоятельно и примерно так: «М.б., ты появился, и создал всех нас. Но где ты появился? Значит, что-то уже было? Зачем же морочить людям голову?» Это мысли из моего детского дневника, класс за пятый. Всегда пыталась разобраться, что происходит во мне и со мной, но другого способа, кроме как «погрузиться в себя», т.е. додумать до самого конца собственные мысли, у меня не было.
С Женей мы встречались помимо школы. Он рассказал, что у него были близкие отношения с женщиной, но я могу совершенно не волноваться насчет любого насилия. Это действительно было так, сразу скажу, что за всё время близкого знакомства у нас был, кажется, единственный поцелуй. Я была влюблена, и сама же смеялась над собой. Писала ироничные четверостишия (начало не помню):
«Фигура черной пантеры,
и смелый, призывный взгляд -
Твоя я душой и телом,
и нет мне пути назад.
Волос черен, как ночка,
Мне хорошо, как в аду.
Теперь я не мамина дочка,
С тобой на край света пойду.»
В памяти осталось мало подробностей наших разговоров и отношений, зато помню их конец. Когда завершился учебный год, в один из теплый дней мая или начала июня, мы собрались погулять. Точнее, не в день, а в ночь под утро. Не помню, как мы договаривались о встрече, но вообще у меня в старших классах временами появлялось настроение - ради самодисциплины встать в пять утра, побегать вокруг сквера. Тогда мы собрались компанией - я, Женя, моя подруга Марина, с ней был кто-то еще. И мы, восьми- и девятиклассники, отправились «играть в индейцев». Какие мы придумали приключения - тоже не вспомню, но в результате мы с Женей оказались вдвоем на берегу пруда. Возле толстого ствола дерева я повязала ему вокруг головы свою красную атласную ленту, и сказала то, что чувствовала в тот момент: «я тебя никому не отдам!»
На другой день, выспавшись, днем встретилась с Маринкой. Она сказала - «представляешь, сегодня в городе видела Ж.К., он как дурак, до сих пор ходит с твоей лентой». Я удивилась, подумала - зачем?.. Дальше это бывает так - о человеке забываешь на какой-то момент, а потом, когда видишь, не можешь понять, чем он отличается от других людей на улице, с ним не связывает ничего. Нет, мы еще сходили летом в кино - тогда и запомнила этот поцелуй, потому что он был «взасос», и дядюшка из Ленинграда, заметив, надо мной посмеивался.
В девятом классе я была влюблена уже в другого. Женя не мог смириться с моим равнодушием, требовал встреч, разговоров. Это было невыносимо, особенно когда он был нетрезв. Тогда ребята из моего класса провожали меня до дома. Иногда бабушка, посмотрев в окно, говорила мне - ну вот, опять твой Женечка ходит мимо окон. Как-то он долго сидел на лавке в сквере, поблизости от нашего двора.
Моя любовь за девятый класс продлилась, как и положено влюбленностям, тоже примерно около года. По этому поводу (не о ком-то конкретно) писала печальные стихи:
«Лицо твое мне просияло
И вновь кануло во тьму.
Мама, ты слышишь, мама (это для рифмы) -
когда же я отдохну.»
Ж.К. и сейчас живет в том же городке, где и мои родители. Мой сын, однажды увидев, что я бросила дружеское «привет, Жень» - пьянице и «притче во языцах» среди местной молодежи, очень удивился моей фамильярности и тому, что я его вообще знаю. Объяснила - «ну ты что, это же моя первая любовь». Впрочем, Ж.К. именно пьяница, не унылый алкоголик, напротив - добрый, искренний, веселый. Иногда останавливает меня поговорить, где-то с год назад уверял, что опять свободен, и по-прежнему питает ко мне лучшие чувства.
«Мечтательная» дорожка больше не исчезала из моей жизни, хотя присутствует по-разному. Однако в целом скорее не я владею реальностью, а моими сознанием и чувствами владеет кто-то другой.
Бесполезно надеяться на Рай. Когда настанет момент истины, станет видно, что в божественной реальности от моей жизни останутся жалкие никчемные обломки. И дьявол, приоткрыв чернеющую пустоту, со зловещим хохотом скажет - «ты моя».
Тогда признаюсь ему - да, твоя, я столько времени провела в выдуманных тобою мирах. Сменяющиеся лица не имеют значения, по-настоящему была только с тобой. Я люблю Тебя. Интересно, что он ответит?..
This entry was originally posted at
http://elenalev.dreamwidth.org/1875.html. Please comment there using OpenID.