Антисоветская риторика в речах православного клира, с которой постоянно приходится сталкиваться по разным поводам, заставляет преодолевать свою лень и записывать какие-то совершенно очевидные вещи. По крайней мере, очевидные всем, кто хоть что-то помнит из уроков истории.
Вот здесь делилась впечатлением после возвращения к книге И. Григулевича об истории инквизиции. Ссылка на одну из глав книги в электронной библиотеке Гумера. Инквизиция использовалась не только для защиты церковной, но и государственной систем, которые между собой находились то в соперничестве, то во взаимопомощи, но неизменно - в тесном взаимодействии.
Движения против несправедливости "сильных мира сего" часто происходили под лозунгом возвращения к идеалам христианства. Несмотря на объем, приведу отрывок из книги.
Создав инквизицию, церковь и ее светские союзники - короли - получили мощное и грозное оружие для быстрой и решительной расправы со своими идейными противниками, политическими врагами и любыми другими неугодными им лицами. Используя инквизицию, церковь и королевская власть подавляли не только различные оппозиционные народные движения, но одновременно успешно пополняли свою вечно пустующую казну, грабя под «благородным» предлогом преследования ереси свои жертвы и деля между собой награбленное.
Правда, в этом богоугодном и прибыльном деле, коим являлась деятельность инквизиции, церковь и королевская власть выступали не только союзниками, но и соперниками. Церковь стремилась использовать инквизицию для укрепления своих позиций, часто в ущерб королевской власти, последняя же не менее упорно добивалась превратить эту полицейскую машину, освященную церковным авторитетом, в инструмент своей абсолютистской политики.
В любом случае, однако, деятельность инквизиции была направлена против народных низов и народных движений, против всех тех, кто оспаривал сперва феодальный, а потом абсолютистский порядок, выступал против безграничного господства церкви.
В XIII - начале XIV в. во многих местностях Центральной Европы получило широкое распространение движение против феодального гнета, проходившее под знаком идеалов первоначального христианства. Участников этого движения называли по-разному -бегинами, бегардами, лоллардами. Их основную массу составляли крестьянско-плебейские элементы.
Это и подобные ему движения являлись революционной оппозицией феодализму и его институтам, церковь активно боролась против них и против них раньше всего пустила в ход инквизицию. Одной из таких ересей, на которую обрушились гонения инквизиции в XIII в., было амальрикианство. Его придерживалась радикальная секта Братьев и сестер святого духа. Это движение возникло под влиянием осужденного церковью учения французского богослова Амальрика (Амари) Венского. Вероучение секты носило пантеистический характер. Бог - во всем сущем и живущем, проповедовали Братья и сестры святого духа. Они отрицали церковную обрядность, осуждали церковные таинства, почитание святых и реликвий. Они отрицали частную собственность, утверждая, что все принадлежит всем, и требовали, чтобы церковная иерархия, подобно евангельским апостолам, отказалась от мирских благ.
Последнее требование больше всего раздражало римских пап и церковную верхушку. «Множество монахов и анахоретов были свободны истязать и морить себя голодом и дурачиться, как им вздумается,- писал итальянский историк прошлого столетия Мариотти.- Считалось, что они своими страданиями славили бога и церковь, которая наживалась на их скромности. Исходивший от них свет отражался на церкви лучезарным сиянием. Эти аскеты выполняли в интересах церкви «грязную работу». Пока эти люди истязали себя, церковь не только не преследовала их, но всячески восхваляла и прославляла. Но как только они предлагали превратить свой образ жизни в общую норму поведения, обязательную если не для всех верующих, то по крайней мере для тех, кто провозгласил себя «солью земли», т. е. священников, церковная иерархия объявляла их еретиками. Учение амальрикиан было осуждено при папе Иннокентии III на соборах в Париже в 1210 г. и Латеранском (вселенском) в 1215 г. Папство дало задание инквизиции стереть их с лица земли.
Учение амальрикиан, покушавшееся на святую святых церковной веры - частную собственность и тем самым отрицавшее божественность феодального порядка, не могло не всполошить и не обеспокоить и светские власти, тем более что оно быстро привлекало на свою сторону массы обездоленных в городах и сельских местностях Франции. Машина инквизиции при поддержке светских властей обрушилась на Братьев и сестер святого духа своей тяжестью. Их ловили, пытали, сжигали.
Особенно зверствовал, преследуя еретиков, инквизитор Конрад Марбургский. Подвергая свои жертвы изощренным пыткам (за что он и был убит в 1233 г. несколькими рыцарями), этот палач в сутане добивался от них фантастических признаний в поклонении Люциферу. На этом основании церковники стали именовать сторонников многих сект «люциферианами», особенно в Германии.
Поразительно - инквизиция позволяла монахам вести нищенскую жизнь, но преследовала за призыв к нестяжательству. Отношение к этим "еретикам" ничем не отличается от отношения к коммунистам (западноевропейским), которые появились позже, и само появление которых точно также было обусловлено самой церковной и государственной системой. Гос.церковь и инквизиция равно ненавидела и тех, и других.
В другом посте я цитировала строки Эразма Роттердамского. Несомненно, его труды попали в Индекс запрещенных книг. По сути - эти, и другие строки, написанные самими католическим богословами, которые видели, как далеко отошла гос. религия от собственно христианства, и были истоками европейского гуманизма, который, в свою очередь, был предшественником коммунизма.
Гуманизм, как и Реформация (кстати, Эразм не стал поддерживать Лютера), как и последующий коммунизм - это реакция на то, чем было современное им католичество. Гуманизм, коммунизм, как и протестантизм, точно так же имеют христианские корни.
Более того, атеизм в той достаточно агрессивной, антиклерикальной форме, которая сейчас известна, появился примерно тогда же, вместе с истоками гуманизма, и точно так же является реакцией на гос. религию, следствием из того, во что выродилась официальная религия христианства.
Я не сказала ничего нового, это, в общем, давно известные истины. Почему пишу?
М.б,, продолжу в одном из следующих постов. Пока кратко - нужно быть полностью слепыми, чтобы думать, что коммунизм на российской почве - это какое-то вырванное из общего исторического контекста явление, злой умысел "быдла" или "шайки бандитов", сваливших "Святую Русь".
Во-первых, русский гуманизм и коммунизм только продолжили традиции европейского. Во-вторых, это так же был поиск Человека, который был полностью потерян в гос. религии. Что хочу сказать?
В связке "человек-Бог" в гос. религии оставался только Бог - как суровый и страшный, карающий господин. Была в свое время удивлена, прочитав ранние, до 1900 года, рассказы М. Горького, "буревестника революции" - это же богоискательство. Это был именно поиск Человека, и сначала он пытался искать в церкви. Закончилось это, как и у Эразма, критикой того, что творилось в церкви и в монастырях. Неудивительно, что так легко был воспринят западноевропейский гуманизм - в России была хорошо "подготовлена почва". Да, в Русской церкви не было инквизиции, не было крестовых походов, но маразма и несправедливостей в государственно-церковной жизни хватало.
И когда сейчас наша иерархия возмущается революцией, 70-ю годами сов. власти - остается только удивляться их слепоте и нежеланию видеть очевидное: коммунизм, как и ранние христианские движения, - это попытка возвращения к евангельскому христианству. Сделанная потому, что в государственной РП церкви было трудно найти Христа.