Мастер-класс, часть 4(продолжение)
Предыдущие части:
http://elenaleila.livejournal.com/#entry_1311
Детали-2.
Нет смысла убеждать кого-либо, что достоверность любого витража, выполненного «в стиле» развитой готики, наглядно представлена именно в деталях. Зритель, сначала воспринимающий станковый витраж в целом, довольно быстро переключается на пристальное рассматривание отдельных его частей.
Выкладываю здесь некоторые примеры решений ключевых деталей будущей работы.
Руки.
Не могу не поделиться интересной цитатой из сочинений Лактанция, которого современники называли «христианским Цицероном» :«Что скажу я о руках,- восклицает он,- орудиях разума и мудрости? Искуснейший художник создал их плоскими с небольшой вогнутостью, чтобы удобно было удерживать взятое, и завершил их пальцами, относительно которых трудно сказать, чем они превосходнее: красотой ли или [приносимой ими] пользой. Число их поистине совершенно и полно, порядок и устройство их превосходнейшие, линия суставов волниста и форма ногтей, завершающих пальцы и укрепляющих их мягкую плоть на концах, округла,- [всё это] являет красу великую» . Большой палец поставлен отдельно от других и выступает как бы вождём их. Он обладает наибольшей силой. В нем видно только два сустава, тогда как в других пальцах - по три. Третий его сустав скрыт в плоти руки «красоты ради». Если бы в нём были видны все три сустава, рука имела бы «вид непристойный и безобразный».
Короны.
Более подробные прориси средневековых венцов мы можем видеть на этом листе.
Складки одежды.
Здесь помещены иллюстрации тех работ, в которых рисунок складок на одеждах имеет ярко выраженный и графически понятный характер.
Химеры.
При подборе материала наткнулась на это изображение.
Захотелось его обязательно вписать в работу. Во-первых, весьма выразительный сюжет. Во-вторых, изящная, даже непривычно утончённая для готического витража графика. Дело в том, что данный фрагмент,изображающий переплетённых драконов, представляет собой витраж Цистерианской школы. Практически полный отказ от цвета перевёл усилия художников исключительно в графическую область. Известные нам витражи из принадлежавших цистерианскому ордену монастырей и храмов либо намеренно примитивны, либо, сохраняя внешнюю «скромность», весьма изощрённы, как, например, этот витраж из Йорка.
Что касается самих чудовищ, называемых в классической мифологии химерами, - присутствие их в средневековых витражах, в отличие от миниатюр и архитектурных деталей, не так уж и часты. Вот ущё один пример :
Продолжение следует…