мастер-класс, часть2

Jan 13, 2008 16:35

Эскиз и картон.
Эскиз.
Правильный эскиз мне отрисовывать откровенно лень. Я просто настолько детально представляю себе конечный результат, что перескакиваю вперёд, чтобы наконец-то получить свой кайф на картоне. Поэтому делаю два форэскиза на обычной бумаге.



И это совершенно неправильно! Не делайте этого ни-ког-да!
Разработка эскиза - наиболее важный этап работы над любой станковой или монументальной вещью. Обычно он выполняется в цвете, для витража лучше всего подходит акварель и тушь. Масштаб обычно 1:10. Масштабы 1:5 и 1:20 могут применяться, но они очень обманчивы и почему-то(я слышала разумное объяснение, но забыла) воспринимаются с искажением.
Картон.
Отрисовка витража в натуральную величину называется картоном.
Выполняется картон обычно в графике на крафте, миллиметровой бумаге или плотной карандашной кальке. В цвете картон делается крайне редко.
В отличие от эскиза, картон для витража может сделать только профессионал, знакомый на практике с технологическими особенностями сборки. Можно сделать распечатку цветного рисунка в натуральную величину на принтере, однако, ско¬рее всего, это будет лишь промежуточным моментом работы. Часто рисунок, пере¬несённый с маленького эскиза, нуждается в коррекции: все "невнятные" места не¬обходимо чётко отрисовать, какие-то части композиции дополнительно нагрузить, какие-то расчистить. Автоматический, "бессознательный" перенос эскиза на картон нежелателен. При выполнении картона необходимо учитывать способ монтажа будущего витражного полотна, так как глубокая четверть рамы способна закрыть значительную часть его края. Типич¬ной ошибкой начинающих является отрисовка витража, состоящего из нескольких фрагментов, отдельно по частям. Но, как правило, курьёзный опыт, полученный в ре¬зультате этого, запоминается художником навсегда. Существуют и другие, не менее важные моменты, на которые нужно обратить внимание при выполнении картона, так как этот этап является весьма ответственным. Он прямо влияет на правильную сборку витража.
Так как мой витраж сравнительно мал и, кроме того, потребует тщательной проработки, с многократными отрисовками элементов, их стиранием, и вновь прорисовкой - выбираю ватман.
Жалко два листа ватмана? Тогда следующее фото специально для вас:


Картон витража из собора Жероны(Испания). До того момента, пока бумага не стала доступным материалом, картон в масштабе1:1 рисовали на столе, покрытом побелкой. Этот же стол использовался для нарезки стекла и для сборки всего витража. Один из таких столов дощёл до наших дней благодаря счастливой случайности:впоследствии из него была сделана кабинетная дверь. Интересно, что были обнаружены даже следы ногтей мастеров, переносивших панно. А вот и аналогичный фрагмент витража:

Не знаю, найдут ли когда следы моих ногтей, но я почему-то всегда дико нервничаю, когда приступаю к этому этапу. Может быть, это стандартный страх художника перед белым листом бумаги? Или нет, я просто хочу проскочить( снова проскочить) рутинный этап точного математического перевода эскиза в формат. Надеваю наушники и Muse «Revelation» три раза подряд.

витраж, мастер-класс

Previous post Next post
Up