Мелкий поток мыслей
Я хочу заняться философией процессов
Пока обдумываю подходы Вместе с процессами я хочу
заняться и онтологией события Вообще эти две вещи
связаны так тесно, что мне непонятно, почему про событие писали многие
философы, а процессы кроме Уайтхеда анализировали мало
Я бы ходила по Ярославлю и анализировала процессы, но тут
жарко и к тому же у меня болит нога, в которой давно травмирована коленка
Поэтому приходится анализировать процессы, пережидая дневную жару в номере
Вот, к примеру, возьмем процесс сознания
Ведь сознание - это процесс И в целом, как один
процесс взаимодействует с другим процессом? Очевидно, изменяя его
А как вот как процесс знает о своих собственных изменениях? Работает другой
процесс, отслеживающий изменения первого? Но чтобы знать, тоже нужно меняться
Должно быть нечто неизменное, по сравнению с чем отслеживать изменения
Какой-то, выходит, константный процесс, к которому рефлексивный процесс
обращается за чем-то типа настройки Это та же
мысль, которую анализировал Бергсон в Материи и памяти
Вообще помнить, что раньше было не так - это далеко не тривиальная задача
А уж помнить череду изменений
Не факт, что эта сложная задача и вообще в жизни как-то решается
Для ее решения используются подпорки наподобие дневников
Вот сижу пишу дневник С. Ш.
считает, что мы своим собственным опытом овладеваем через язык и повествование
Деннет примерно так же, кажется, считал
Но язык - не более чем инструмент
Если тебе нечем понять что-либо, никакой язык не поможет тебе это понять
Ну вопрос про понимание я уже обсудила в прошлом посте, и
три математика мне сказали, что оно внеязыковое, а один материалист-либерал,
что языковое Для философии процесса, наверное,
языковое было бы даже сподручнее Но нет
А то еще, напомнили мне, можно сказать, что вообще все
является социальным конструктом И может быть это
воистину так, но это еще ни о чем не говорит Это
так же, как и с практиками: вопрос, мог ли этот конструкт быть другим? Могла бы
эта практика быть другой? Мог бы этот язык быть другим?
Вот когда говорят, что математика это язык, я возражаю
Настоящий язык гибок, он не накладывает ограничений на содержание
На русском языке я легко могу сказать «круглый квадрат», «дважды два пять»,
«бесцветные зеленые идеи» Математика не дает
возможности это сказать Она не язык, она -
содержание говоримого Я конечно могу написать
2*2=5, но русский язык это мое заявление никак не оценивает, а математика его
оценивает как ложное Поэтому русский язык - язык,
а математика нет
Можно ее уподобить, так сказать, доктрине, но опять же,
нужно все время держать в уме, что это такая доктрина, которая не может быть
другой
Я хотела подумать о процессах, но мысли сворачивают на
математику Очевидно, что нужно еще погулять по
Ярославлю
А когда погуляла, мысли и вовсе улетучились
Пью банку пива, послушала испанский «языческий металл»
Все это можно делать дома, разве что дома все кажется более бессмысленным
Когда сидишь в номере в гостинице в другом городе, процесс больше очерчивается
и становится несколько ближе к событию
Почему, правда, все говорят о событии? Ну то есть не все, но
говорят много Как они определяют события? Как
отличают события от не-событий?
Ладно, я потом напишу, а мое дело, стало быть, определить
процесс и отличить процесс от не-процесса
Ну вообще говоря, понятие это базовое и самопонятное
Процесс имеется там и тогда, где есть какое-либо изменение
Должно ли оно касаться обязательно материального субстрата, этого я сказать не
могу Вроде бы духовные субстраты не меняются,
однако есть культурные процессы, да и сознание - процесс
У него есть нейронные корреляты, но они - одно, а сознание - это другое
И еще надо обдумать вот такой вопрос
У сущего бывают структуры, системы Всякие схемы,
которые рисуются графами А можно ли говорить о
структуре процесса? Или само существование структуры - это и есть результат
процессов взаимодействия между ее элементами? Тут какая-то математика нужна,
чтобы это понять В сущности, структура, конечно,
поддерживается существованием процессов между элементами
Но и процессы поддерживаются существованием структуры
Как-то они в нее складываются, например, в организме
Константные связи обеспечиваются неподвижным сущим, а не процессами
А вообще имеет смысл понятие константного процесса?
Например, притяжение между двумя разноименными зарядами
Или гравитация Вот она есть, поле есть
Но поле - это не процесс? Процесс - это когда обязательно что-нибудь меняется?
Или там тоже обмен виртуальными частицами?
Нет, этот вопрос для меня слишком сложен
Еду в поезде, за окном Россия
И еще пять часов России за окном, впрочем, в последний час все закончится
Москвой, которая уже не совсем Россия Жалко мне
Россию Плохо ей
Впрочем, не знаю, кому лучше
Может, Европе и лучше Разным городам тоже
по-разному, Ярославлю вот было неплохо, судя по его внешнему виду
Процесс - это когда что-то происходит, но происходящее
должно быть как-то увязано между собой, должно быть единство
А единство чего, спрашивается Если субстрат
меняется Или структуры преобразовываются
Вообще, если стоять на позициях Канта и современных
конструктивистов, то единство видим мы сами в том, где его может и не быть
Ну, и феноменологи, наверное, согласятся Есть ли
вообще единство в природе? Разрозненные гравитационные и электромагнитные поля,
вот это точно есть А единство? Рассел называл это
трубой, кажется, в четырехмерном пространстве-времени
Временная траектория единого сгустка материи Эти
единые сгустки материи есть, но не гравитация же их держит
То есть если это звезда, то, конечно, гравитация, но если это живой организм? А
тогда электромагнитные взаимодействия
А если сознание? Что же, его нельзя назвать процессом? Ведь
меняется же что-то, и единство есть, и взаимосвязь изменений тоже
Смысловая причинность
Вот бы перевести Канта на язык процессов
ТЕА был бы процесс, а главное - продуктивное воображение
Развитие мысли Мышление
Вот, Косилова, дожила до 52 лет и все в недоумении
Но, с другой стороны, я не люблю думать о том, что хорошо понимаю
Или, может быть, лучше сказать, люблю думать о том, что понимаю хуже
Процесс - это сущее, изменяющееся во времени
Ну а поскольку нельзя изменяться не во времени, то процесс - это изменение
сущего Мир производных
А работа духа - это интегрирование, как показал Лосев, то
есть выявление того, что меняется Внесение
неизменности в мир производных, восстановление первообразных
Интегрирование Не моя идея
Лосева Я до нее в свое время дошла сама, но он-то
написал ее очень давно
Сколько великих умов, о которых мы не знаем или знаем мало
А сами еще хотим, чтобы знали о нас
Надо бы сделать новую программу для студентов по философии
А то прошлый курс онтологией как-то не увлекся А
как увлекать онтологией? Я больше умею увлекать теорией познания
Конечно, можно читать про то, что интересно мне самой, ну я обычно так и делаю,
а студенты все равно не увлекаются
Буду читать про гиперхаос В. Д.
говорит мне, что у меня энтропия на уме
Интересно, какая связь у гиперхаоса Мейясу с энтропией
Читаешь, и ничего об этом нет Как будто бы
никакой Гиперхаос - это нормативный персонаж,
время от времени изменяющий физические законы
Кошмар эпистемологии, так сказать
И главное, что при этом Мейясу почему-то хочет оправдать
науку об археископаемом, которое было давно, еще до человека
Ну или о квазарах и Большом Взрыве Я бы тоже с
удовольствием ее оправдала Но как это совместить
с тем, что законы физики меняются? Ведь физика не находит этого изменения
законов И если со времен квазаров, ну или амеб,
законы изменились, то вряд ли это можно открыть
Или Мейясу хочет поставить новые задачи перед физикой, раскрыть ей новые
горизонты - находить следы изменчивых законов? Современная физика, если не
ошибаюсь, не склонна верить ему
С другой стороны, во времена сингулярности, говорят, законы
были сильно другие, чем сейчас Но ведь их
формулируют так, чтобы объемлющие законы включали в себя и их и наши законы,
при подставлении соответствующих начальных условий
В Испании, если кто не знает, есть не только рок, но и хэви
метал, и рэп Но они еще более смешные и нелепые,
чем в России А вчера вечером часа два крутили какого-то
исполнителя, у которого нет слуха Вероятно, у него
выдающиеся стихи, пел он задумчиво на нескольких нотах, которые перебирал в
случайном порядке Будем считать, что это такой
аналог наших бардов Вообще, лучше всего у них
получается попса