(no subject)

Jul 26, 2019 19:05


Мелкий поток мыслей

Я хочу заняться философией процессов      Пока обдумываю подходы      Вместе с процессами я хочу заняться и онтологией события      Вообще эти две вещи связаны так тесно, что мне непонятно, почему про событие писали многие философы, а процессы кроме Уайтхеда анализировали мало

Я бы ходила по Ярославлю и анализировала процессы, но тут жарко и к тому же у меня болит нога, в которой давно травмирована коленка      Поэтому приходится анализировать процессы, пережидая дневную жару в номере

Вот, к примеру, возьмем процесс сознания      Ведь сознание - это процесс      И в целом, как один процесс взаимодействует с другим процессом? Очевидно, изменяя его      А как вот как процесс знает о своих собственных изменениях? Работает другой процесс, отслеживающий изменения первого? Но чтобы знать, тоже нужно меняться      Должно быть нечто неизменное, по сравнению с чем отслеживать изменения      Какой-то, выходит, константный процесс, к которому рефлексивный процесс обращается за чем-то типа настройки      Это та же мысль, которую анализировал Бергсон в Материи и памяти      Вообще помнить, что раньше было не так - это далеко не тривиальная задача

А уж помнить череду изменений      Не факт, что эта сложная задача и вообще в жизни как-то решается      Для ее решения используются подпорки наподобие дневников      Вот сижу пишу дневник      С. Ш.      считает, что мы своим собственным опытом овладеваем через язык и повествование      Деннет примерно так же, кажется, считал

Но язык - не более чем инструмент      Если тебе нечем понять что-либо, никакой язык не поможет тебе это понять

Ну вопрос про понимание я уже обсудила в прошлом посте, и три математика мне сказали, что оно внеязыковое, а один материалист-либерал, что языковое      Для философии процесса, наверное, языковое было бы даже сподручнее      Но нет

А то еще, напомнили мне, можно сказать, что вообще все является социальным конструктом      И может быть это воистину так, но это еще ни о чем не говорит      Это так же, как и с практиками: вопрос, мог ли этот конструкт быть другим? Могла бы эта практика быть другой? Мог бы этот язык быть другим?

Вот когда говорят, что математика это язык, я возражаю      Настоящий язык гибок, он не накладывает ограничений на содержание      На русском языке я легко могу сказать «круглый квадрат», «дважды два пять», «бесцветные зеленые идеи»      Математика не дает возможности это сказать      Она не язык, она - содержание говоримого      Я конечно могу написать 2*2=5, но русский язык это мое заявление никак не оценивает, а математика его оценивает как ложное      Поэтому русский язык - язык, а математика нет

Можно ее уподобить, так сказать, доктрине, но опять же, нужно все время держать в уме, что это такая доктрина, которая не может быть другой

Я хотела подумать о процессах, но мысли сворачивают на математику      Очевидно, что нужно еще погулять по Ярославлю

А когда погуляла, мысли и вовсе улетучились      Пью банку пива, послушала испанский «языческий металл»      Все это можно делать дома, разве что дома все кажется более бессмысленным      Когда сидишь в номере в гостинице в другом городе, процесс больше очерчивается и становится несколько ближе к событию

Почему, правда, все говорят о событии? Ну то есть не все, но говорят много      Как они определяют события? Как отличают события от не-событий?

Ладно, я потом напишу, а мое дело, стало быть, определить процесс и отличить процесс от не-процесса

Ну вообще говоря, понятие это базовое и самопонятное      Процесс имеется там и тогда, где есть какое-либо изменение      Должно ли оно касаться обязательно материального субстрата, этого я сказать не могу      Вроде бы духовные субстраты не меняются, однако есть культурные процессы, да и сознание - процесс      У него есть нейронные корреляты, но они - одно, а сознание - это другое

И еще надо обдумать вот такой вопрос      У сущего бывают структуры, системы      Всякие схемы, которые рисуются графами      А можно ли говорить о структуре процесса? Или само существование структуры - это и есть результат процессов взаимодействия между ее элементами? Тут какая-то математика нужна, чтобы это понять      В сущности, структура, конечно, поддерживается существованием процессов между элементами      Но и процессы поддерживаются существованием структуры      Как-то они в нее складываются, например, в организме      Константные связи обеспечиваются неподвижным сущим, а не процессами

А вообще имеет смысл понятие константного процесса? Например, притяжение между двумя разноименными зарядами      Или гравитация      Вот она есть, поле есть      Но поле - это не процесс? Процесс - это когда обязательно что-нибудь меняется? Или там тоже обмен виртуальными частицами?

Нет, этот вопрос для меня слишком сложен

Еду в поезде, за окном Россия      И еще пять часов России за окном, впрочем, в последний час все закончится Москвой, которая уже не совсем Россия      Жалко мне Россию      Плохо ей

Впрочем, не знаю, кому лучше      Может, Европе и лучше      Разным городам тоже по-разному, Ярославлю вот было неплохо, судя по его внешнему виду

Процесс - это когда что-то происходит, но происходящее должно быть как-то увязано между собой, должно быть единство      А единство чего, спрашивается      Если субстрат меняется      Или структуры преобразовываются

Вообще, если стоять на позициях Канта и современных конструктивистов, то единство видим мы сами в том, где его может и не быть      Ну, и феноменологи, наверное, согласятся      Есть ли вообще единство в природе? Разрозненные гравитационные и электромагнитные поля, вот это точно есть      А единство? Рассел называл это трубой, кажется, в четырехмерном пространстве-времени      Временная траектория единого сгустка материи      Эти единые сгустки материи есть, но не гравитация же их держит      То есть если это звезда, то, конечно, гравитация, но если это живой организм? А тогда электромагнитные взаимодействия

А если сознание? Что же, его нельзя назвать процессом? Ведь меняется же что-то, и единство есть, и взаимосвязь изменений тоже      Смысловая причинность

Вот бы перевести Канта на язык процессов      ТЕА был бы процесс,  а главное - продуктивное воображение      Развитие мысли      Мышление

Вот, Косилова, дожила до 52 лет и все в недоумении      Но, с другой стороны, я не люблю думать о том, что хорошо понимаю      Или, может быть, лучше сказать, люблю думать о том, что понимаю хуже

Процесс - это сущее, изменяющееся во времени      Ну а поскольку нельзя изменяться не во времени, то процесс - это изменение сущего      Мир производных

А работа духа - это интегрирование, как показал Лосев, то есть выявление того, что меняется      Внесение неизменности в мир производных, восстановление первообразных      Интегрирование      Не моя идея      Лосева      Я до нее в свое время дошла сама, но он-то написал ее очень давно

Сколько великих умов, о которых мы не знаем или знаем мало       А сами еще хотим, чтобы знали о нас

Надо бы сделать новую программу для студентов по философии      А то прошлый курс онтологией как-то не увлекся      А как увлекать онтологией? Я больше умею увлекать теорией познания      Конечно, можно читать про то, что интересно мне самой, ну я обычно так и делаю, а студенты все равно не увлекаются

Буду читать про гиперхаос      В. Д. говорит мне, что у меня энтропия на уме      Интересно, какая связь у гиперхаоса Мейясу с энтропией      Читаешь, и ничего об этом нет      Как будто бы никакой      Гиперхаос - это нормативный персонаж, время от времени изменяющий физические законы      Кошмар эпистемологии, так сказать

И главное, что при этом Мейясу почему-то хочет оправдать науку об археископаемом, которое было давно, еще до человека      Ну или о квазарах и Большом Взрыве      Я бы тоже с удовольствием ее оправдала      Но как это совместить с тем, что законы физики меняются? Ведь физика не находит этого изменения законов      И если со времен квазаров, ну или амеб, законы изменились, то вряд ли это можно открыть      Или Мейясу хочет поставить новые задачи перед физикой, раскрыть ей новые горизонты - находить следы изменчивых законов? Современная физика, если не ошибаюсь, не склонна верить ему

С другой стороны, во времена сингулярности, говорят, законы были сильно другие, чем сейчас      Но ведь их формулируют так, чтобы объемлющие законы включали в себя и их и наши законы, при подставлении соответствующих начальных условий

В Испании, если кто не знает, есть не только рок, но и хэви метал, и рэп     Но они еще более смешные и нелепые, чем в России     А вчера вечером часа два крутили какого-то исполнителя, у которого нет слуха     Вероятно, у него выдающиеся стихи, пел он задумчиво на нескольких нотах, которые перебирал в случайном порядке     Будем считать, что это такой аналог наших бардов     Вообще, лучше всего у них получается попса

Previous post Next post
Up