Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях Тосканы и Умбрии вплоть до окончания 14 столетия.
В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал Козимо Медичи Старший (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.
Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи. Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи. Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи - святыми Дамианом, Косьмой и Марком. В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola).Джироламо Савонарола Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.
К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.
Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен. Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия. фреска кисти Фра Анджелико В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем Санти (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.
Галерея внутреннего дворика первого этажа монастыря Сан Марко:
"...документы говорят, что в 1429 году несколько монахов из Фьезоле были вызваны во Флоренцию, чтобы заново расписать отстроенный монастырь. И как раз Фра Беато Анджелико возглавляет эту бригаду. Т.е. вполне возможно, что, сидя во Фьезоле, вряд ли он тесно общался с Козимо Медичи до этой работы. Если его Медичи и полюбил, то, скорее, уже после этой работы.
Итак, здесь работала целая группа художников. И понятно, потому что - мне приходилось бывать в этом монастыре - там действительно в каждой келье, куда ни входишь, находятся шедевры. Это удивительно, что монахи жили в этих кельях, созерцая эти прекрасные образы. В XIX в., конечно, монастырь уже был упразднен, и здесь сейчас музей, как я сказала. Только несколько росписей в кельях точно считаются произведениями самого Анджелико.
Вот такой замечательный монастырь, как всегда, с внутренним двором, с клуатром, т.е. с галереей, по которой ходили монахи, молились по четкам. Кстати, четки считаются изобретением святого Бенедикта. Он любил ходить и молиться, и как раз чтобы не сбиться со счета, взял четки. Даже есть такая легенда, что сама Божия Матерь вручила ему эти четки. И он придумал вот такую молитву в честь Божией Матери - молиться по четкам. На Востоке больше принято молиться по четкам Иисусовой молитвой, а на Западе - так называемый «Розарий». Опять же, розарий очень часто был… Розы сажали внутри вот этих внутренних двориков монастырей, и глядя на эти розы, как приношение Божией Матери, монахи, перебирая четки, возносили молитвы Мадонне, святой Деве Марии..." -
Ирина Языкова «Фрески в клуатре». Программа росписей клуатра Сан Марко существенно отличается от аналогичных росписей в других флорентийских монастырях Там это были, как правило, повествовательные циклы, иллюстрирующие жития орденских святых, учреждения орденов и некоторые эпизоды из их истории (тому примеры- Кьостро Верде в монастыре Санта Мария Новелла, Апельсиновый дворик во флорентийской Бадии) Всему этому клуатр Сан Марко -
явный контраст, фрески предназначались только для внутреннего использования, их утилитарное воздействие не предполагало занимательной повествовательности и яркой, проповеднической риторики
Все принадлежащие мастерской фра Анджелико фрески, расположенные в люнетах - св Петр Мученик, св Фома Аквинский, Христос в образе паломника с двумя доминиканцами, Муж скорбей, - можно объединить одной темой - доминиканский устав. Их задача - напоминать монахам о правилах монастырской жизни.
Диссертации по гуманитарным наукам -
http://cheloveknauka.com/tsikl-fresok-fra-beato-andzheliko-vo-florentiyskom-monastyre-san-marko-dominikanskaya-hudozhestvennaya-traditsiya#ixzz5iVBwdCRC
У моих друзей (https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/337312.html, https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/337758.html, https://abel.livejournal.com/486401.html) замечательные публикации о Сан-Марко. Мне захотелось показать фрески в люнетах галерей клостеров. Некоторые сюжеты мне не знакомы. Друзья, подскажите...
Петр Мученик предписывает молчание. Фреска. 108 х 145 см. Люнет в галерее дворика:
Святой Доминик, преклоняющийся распятию. 1450. Фреска. Галерея дворика 1-го этажа, Монастырь Сан Марко:
В галерее дворика над входом в зал Капитула находилась фреска-люнет "Святой Доминик с Уставом ордена Доминиканцев". Она очень плохо сохранилось - была сильно испорчена. Ныне она удалена со своего исторического места и перемещена внутрь помещения вместе со своей синопией (подготовительным рисунком). Изображенный на этой фреске Святой Доминик держит в одной руке Правила (Устав ордена), а в другой руке - жезл, символ дисциплины:
Распятие и Святые. Фрагмент:
Накануне во Флоренции был сильнейший ветер. В результате - это сломанное дерево (по-моему, кипарис). Оно удивительно красиво на распиле.
Христос в милосердии. Ок. 1442. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко:
Два доминиканца принимают Христа в образе паломника. 1442. Фреска. Галерея дворика, Монастырь Сан Марко:
Святой Фома Аквинский. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко:
Из музея я добавила это изображение:
Страшный суд был написан Фра Анджелико в начале 1430-х гг. для церкви Санта Мария делла Анджели во Флоренции. Перспектива двух рядов пустых могил, уходящих в темное небо, создает драматический эффект пространства и дурного предчувствия. В центре, в окружении ангелов, мы видим Христа в роли судьи, Святую Деву и св. Иоанна на своих традиционных местах - по обе стороны от него. Под ними две толпы - блаженных и проклятых - уже заняли свои места. Ангелы собрались, чтобы отвести души блаженных на небеса, это символизирует их хоровод на фоне райского пейзажа. Напротив них изображены проклятые, в ужасе отбивающиеся от бесов, влекущих их на вечные муки Ада.
Источники:
https://italy4.me/toscana/florence/museo-di-san-marco.htmlhttp://www.dissercat.com/content/tsikl-fresok-fra-beato-andzheliko-vo-florentiiskom-monastyre-san-marko-dominikanskaya-khudozhttp://cheloveknauka.com/tsikl-fresok-fra-beato-andzheliko-vo-florentiyskom-monastyre-san-marko-dominikanskaya-hudozhestvennaya-traditsiyahttps://magisteria.ru/quattrocento/fra_beato_angelico/https://magisteria.ru/quattrocento/fra_beato_angelico?play 111