Прошлый месяц больше всего з апомнится очередной попыткой моей бывшей родины влезть в мои личные дела, которые ее не должны касаться. Речь идет о так называемом
валютном резидентстве.
Если коротко, то в России появился новый чудесный закон, который обязывает всех так называемых валютных резидентов рассказывать Федеральной Налоговой Службе про свои счета в иностранных банках и движениях по ним. Налоговый резидент - это любой эмигрант, который был в России хотя бы день в прошлом году. Например, я прошлом году была в Москве 3 раза общей продолжительностью 13 дней, поэтому теперь я обязана раскрыть информацию о своих персональных финансах.
Меня это бесит по ряду причин.
Во-первых, я бы поняла интерес к моим финансам, если бы у ФНС были основания думать, что я отмываю деньги или провожу что-то через оффшоры, и если бы ко мне обратились с этой просьбой на основании документа о некоем расследовании в моем отношении. Но я обязана открывать доступ к своим деньгам «просто так». Простите, но что я делаю со своими деньгами, учитывая что я получаю их законно и плачу все положенные налоги, должно касаться только меня.
Во-вторых, подобная инициатива понятна, например, в США, где действует закон о двойном налогообложении. Американские граждане, живущие за границей, обязаны платить какие-то налоги в американскую казну. В России ничего такого нет, я ничего ей не должна, поэтому ее попытки влезть в мою жизнь - это привет из «1984» со следящим за мной Большим Братом.
В-третьих, как добропорядочный гражданин, я даже попыталась донести информацию о своем иностранном счете до сведения ФНС, но не смогла. Бумажные документы я могу отправлять исключительно Почтой России, которая не действует на территории Соединенного Королевства, а для онлайн кабинета у меня нет пароля, который я могу получить только при личном посещении каких-то там госорганов. «А если я не в России, и не собираюсь туда в обозримом будущем?» - спросила я оператора ГосУслуг. «Тогда вы не сможете подать необходимые документы в срок,» - был мне ответ. То есть даже при всем желании быть законопослушной у меня нет возможности ей быть.
В-четвертых, за непредоставление информации в срок мне положен штраф, даже если у меня элементарно нет способов ее предоставить, поскольку в Россию я пока не собираюсь. Сам штраф небольшой, но что-то мне подсказывает, что в московских аэропортах нет отделений Сбербанка, где я смогу оплатить штраф, если меня словят, поэтому его размер явно вырастет на стоимость нового билета на самолет.
Ну и в-пятых, самое паразитарное в этой инициативе - это все скрытые подводные камни, самым большим из которых является необходимость проводить определенные транзакции через российские счета прежде чем они могут быть переведены на иностранные. К таковым, например, относится покупка недвижимости. Если я соберусь покупать дом в Англии, то, по видению российских законотворцев, я каким-то образом должна буду это сделать через российский счет, иначе они могут меня штрафануть на 75%-100% стоимости сделки. Это, конечно, замечательно, но я элементарно не могу это сделать, потому что для покупки английского дома мне нужна будет английская ипотека, которую мой английский банк может дать только под английский счет и никак не под российский. То же самое касается покупки машины или сдачи имеющейся недвижимости в аренду или еще некоторых операций.
Мораль всего вышенаписанного такова, что по российским законам, я так или иначе являюсь преступником: если я следую российском закону, то я нарушаю английский, а если я следую английским законам, то я нарушаю российский. Факинг замечательно. Как вы думаете, законы какой страны мне соблюдать выгоднее? Бывшей родины, где я появляюсь на несколько дней в году, или страны постоянного проживания?
Меня откровенно бесят подобные бездумные инициативы, которые не приносят никакой выгоды ни стране, ни гражданам и которые выставляют меня плохой девчонкой, хотя я ничего неправильного не делаю. Честное слово, с приближением британского гражданства меня все больше посещают мысли об отказе от российского паспорта, потому что единственная польза от него - это возможность ездить в Россию без визы. Вот честно, я пытаюсь вспомнить, что еще хорошего есть в моем российском гражданстве, и не могу. Пока мне мой паспорт нужен только для редких приездов повидаться с семьей и друзьями. Возможно, однажды он мне пригодится, если я надумаю продавать свою часть приватизированной квартиры. Но он точно не нужен будет для пенсий (за три года работы в ЮК я накопила раза в три больше пенсионных отчислений, чем за семь лет работы на всегда белых зарплатах в России, которые все равно ушли на развитие Крыма и шубохранилища) или для медицинского обслуживания (Боже меня упаси оказаться в российской больнице) или прочих социальных радостей российских граждан.
Чем больше я сталкиваюсь с российским подходом «ты невиновен, если докажешь, что не виноват», тем больше ценю заграничную мораль «ты виноват, если мы докажем, что ты не невиновен», потому что в случае с тем валютным законом мне теперь придется рассказываать, что я в ЮК по визе жены и на полном содержании у мужа и никаких счетов у меня нет. У меня нет отмытых или оффшорных миллионов, я честно плачу налоги там, где должна, и хочу жить по законам страны постоянного проживания. И мне откровенно жаль, что Россия хочет меня за это наказать.
Из хороших новостей прошлого месяца - впервые за долгое время я отправилась в командировку в новое для себя место. Привет из Осло. Тут хорошо.