"Катынь" Анджея Вайды

Apr 03, 2010 00:30

Посмотрела "Катынь" Анджея Вайды. После просмотра мне стыдно за те рецензии на фильм, которые я публиковала на Стрингере. Рецензии писала не я - они были написаны автором, который был приглашен почти три года назад на просмотр  фильма в Польское посольство. Автор в своих статьях тут же стал упрекать поляков в политической нечистоплотности и в том, что они сами попользовались Чехословакией в 1938 году, приняв участие в разделе Чехословакии вместе с немцами.

Нынче, посмотрев "Катынь", могу сказать, что я с ним несогласна в оценках фильма.  Мне, наверное, вообще не свойственно оценивать художественные произведения с точки зрения исторической правды, а тем более, исторической и политической целесообразности. Я могу судить о фильме только как эмоциональный и обремененный нравственностью зритель.
Я даже не буду писать банальности типа: "фильм в целом неплох, но..."
Фильм целиком польский. Это фильм о польской интеллигенции, попавшей в жернова политики двух отвратительных фашистских государств: гитлеровской Германии и сталинского СССР.
Интрига "Катыни" заключается в том, что и гитлеровцы, и сталинисты, перепихивали друг на друга вину за массовый расстрел польских офицеров под Катынью. Никому не хотелось выглядеть бессмысленными зверями в зеркале мирового общественного мнения, о котором и те и другие задумались в конце войны, в преддверии неизбежных оценок, которые предстояли на суде Истории.
Фильм о том, что польские патриоты никогда не смирялись с тем порядком, который несла им новая польская власть, которая легла под Советы в результате очередного раздела мира.

Надо смотреть, чтобы судить о фильме.
Сейчас, наверное, его можно будет купить на дисках. В свое время можно было скачать, но только на польском языке.
Но самое неприятное, что меня поджидало уже после просмотра - это совершенно клоунское обсуждение фильма на канале "Культура".
Участвовали историк Чубарьян (директор Института всеобщей истории РАН), Никита Михалков, кинорежиссер, Константин Косачев, глава думского Комитета по международным делам и архивист...м...фамилию не запомнила. А вел обсуждение дурацки улыбавшийся косоватой ухмылочкой Виталий Третьяков.

Прежде всего: под каждым из участвовавших в обсуждении стояла должность, и только Третьяков был...никто.
Почему именно "господину никто"  - Виталию Товьевичу Третьякову поручили это дело?
Ну, это более или менее понятно. Нет более рьяных патриотов, чем выкресты. 
Уж они-то на все готовы, лишь бы прослыть русскими! Отчество смените! Тогда поверим.

А если Кремль использует этого господина, то пусть даст ему какую-никакую должностенку, а то несолидно получается: сидят уважаемые люди, а их разводит некто и никто. "бывший то", "бывший се".

Ну, это так, попутно.

Обсуждение тоже было никакое. Косачев и Третьяков, улыбаясь (видимо, чтобы скрыть неловкость от только что увиденного фильма, где НКВД-шники из вальтеров в затылок расстреливают польскую интеллигенцию и затем зарывают ее бульдозером во рвы) твердили, что мы, современные россияне, не отвечаем за преступления сталинского режима.

Ну, как же мы не отвечаем, если только неделю назад Лужок отстутился от своей затеи - украсить город к 65-летию Победы портретами тирана Сталина, засунуть их нам в каждый дом, в каждую мошонку, в каждые трусы? Когда нам ветераны и еще хер знает кто целыми днями твердили, что в войне мы победили только благодаря Сталину? Что именно он - маршал победы!
Может, нахрен нам тогда такая победа?

Что-то невразумительное произносил Никита Михалков. Кроме того, что Вайда его приятель, поэтому ругать фильм он не будет - я ничего вразумительного от Никиты не услышала. Еще он мудро щурил глаза. По крайней мере, выглядел не как полный мудак.
А на главный вопрос, поставленный историком Чубарьяном: "Зачем расстреляли польских офицеров?" - на этот вопрос так никто из обсуждантов и не ответил. Были фразы, типа: "потенциальные противники режима". То есть режим даже не позаботился о том, чтобы снабдить это преступление легендой о политической целесообразности.
А ведь расстреляли-то  от абсолютной развращенности, от общей сталинской охуенной жестокости.
Оказывается, даже Берия признавал, что это надругательство над польской интеллигенцией было ошибкой. Потому что когда понадобились пособники нового режима в Польше, уже советской, то их неоткуда было брать - всю интеллигенцию расстреляли и закопали во рвах Катыни.

И под конец обсуждения общий вывод под двусмысленные улыбочки: "ну, не будем же мы из-за этого ссориться?"
А чей-то и не поссориться из-за этого? Отличный повод поссориться.
Если у нас с поляками есть только один повод помириться - это газ. То поводов поссориться гораздо больше.

Previous post Next post
Up