РОМАН. Центральный Академический Театр Российской Армии

Jan 23, 2025 16:39


Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" вещь многослойная. При чтении видно тесное переплетение двух разных историй. Режиссёры, пытающиеся визуализировать происходящее, понимают, что полностью погрузить зрителя в паутину действия не получится, а потому акцентируют внимание на том, что им ближе. Кто-то выводит на первое место взаимоотношения Мастера и Маргариты, кто-то линию Воланда с его свитой. Но вот отдельно взятой линии романа Мастера с его около библейским сюжетом, как это сделал режиссёр Александр Лазарев на сцене ЦАТРА, я не встречала.



Прологом идёт финальная сцена Бала в нехорошей квартире. И гигантской сцене театра Армии очень идут слова Маргариты: "Меня поражает то, где всё это помещается". Пространство тянет на пятое измерение, тем более, что почти сразу произойдёт смещение во времени, и мы окажемся в Ершалаиме ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.
Очень подробная история Пилата. В спектакле именно он становится главным героем. Человек, облаченный властью, но и множеством условностей, не позволяющих ему поступать так, как велит разум и сердце.





Художник-постановщик Ольга Никитина не стала выстраивать крытую колоннаду дворца Ирода Великого, а построила личный трон-Голгофу для Пилата. Гигантская глыба с небольшим углублением, похожая на череп (вы же знаете, что «Голгофа» в переводе с древнеарамейского означает «череп»),  является его прибежищем от жары и головной боли, и местом мучительных раздумий о собственных приказах, о малодушии и трусости, присущей так многим, и ему в том числе.



Хореограф Михаил Коллегов вывел на сцену огромное количество массовки, изображающей толпы народа Ершалаима. Танцевальные сцены впечатляют. Засасывание и раздавливание толпой Иуды - версия далекая от булгаковского и евангелистского текстов, но находящая отклик у всех, кто считает возмездие за предательство справедливым.





Масштаб действия дополняется появлением на сцене четырех всадников Апокалипсиса. Тут за образы отвечает цвет одежд. Последовательность их появления отлична от откровений Иоанна Богослова и больше соответствует нашим дням. Первым в красных одеждах появляется Война. Ну, а поскольку толкователи до сих пор не могут прийти к согласию, кто же за какую беду из этих всадников отвечают, предлагаю вам самим разобраться, кто тут Смерть, а кто Голод и Болезни.



Большое масштабное полотно получилось создать постановочной группе. Все артисты органично вписывались в повествование. Для меня только слегка диссонировал образ Пилата в исполнении Максима Аверина. Видеть его вечером предыдущей недели в сериале Склифософский, умеющим наложением рук остановить всякую боль, а тут не способным справиться с собственной головной... Но это было на первых минутах, отключившись от бэкграунда, все встало на свои места.













Грим Александра Домогарова был так хорош, что видела только Воланда, а какие-то иные его роли абсолютно не вспоминались.







Перечислять всех не берусь, оставлю фото программки. Но за стопроцентную постановку галок у фамилий, не ручаюсь. Так Каифой был Андрей Кайков, а отмечен Алексей Захаров. (Но может я чего-то не знаю, и Алексей двойник Андрея).





Спектакль интересный и красивый. И конечно будет смотреться по разному из разных уголков зала. Благодаря блогерскому Сообществу МосКультура сидела в ближней части партера. Теперь хочется повторить с мест подальше, хочется увидеть полный рисунок массовых сцен.

Благодарю театр ЦАТРА за спектакль. Спасибо Сообществу Москультура  и его главному редактору Михаилу Брацило за приглашение.

отзыв, РОМАН, Театр Российской Армии, Москультура

Previous post Next post
Up