Поединок. Сначала театр.

Feb 14, 2023 01:50


Для чего нужна армия? В мирные годы у многих людей, включая тех, кто не один год отдал обучению и службе, возникают сомнения в целесообразности этой структуры. Такие вопросы возникали и у Куприна, закончившего в 1890 году военное училище и последующие четыре года прослужившего в уездном пехотном полку. Это время правления Александра III, получившего прозвище «Миротворец», именно потому, что во время его правления с 1881 по 1894 год Российская империя не вела ни одной войны. Повесть свою Куприн опубликовал в 1905, когда армия, несовершенство которой он видел изнутри еще десять лет назад, оказалась не готовой вести войну с Японией.



Вопросы о ценности человеческой жизни,  колебания в правильности выбранного дела, неуверенность в существовании Бога, фантазии и влюбленности, юношеские мечты, даваемые себе неисполняемые клятвы и обещания - все это владеет мыслями главного героя повести молодого поручика Ромашова. По большей части ему приходится мириться с непонимающими его людьми, людьми привыкшими к серым военным будням. И он сам опасается стать таким же серым, грубым и бесчувственным.

В постановке Сначала театр решили, что темы, поднятые Куприным, близки нашему времени, иначе я не понимаю обращения к теме. Чтобы история ощущалась более актуальной в спектакле использована современная музыка, что, к сожалению, не способствовало цельности повествования.



Центральное место на фоне размышлений героя имеет любовная история, закончившаяся трагическим финалом. Очень странная история, надо сказать. Замужняя женщина, которая признается, что не любит своего мужа, но которая считает, что слишком много вложила в брак, чтобы не получить всех выгод, которые сулит поступление супруга в военную академию. А чтобы это поступление состоялось, поединок не может закончится примирением, соперники должны стреляться, при этом с Ромашова взято слово, что он не ранит противника.  В разговоре мелькает фраза и о том, что муж предупрежден, и звучат уверения: «ни один из вас не будет ранен». Но жена говорит одно, а у мужа собственные совершенно не пацифистские воззрения.

Далеко не все мысли Куприна вошли в постановку, но основные линии прописаны в соответствии с повестью. Вот например не услышала: «Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам.» И полагаю, что не услышала потому, что в другой постановке этого театра «Забыть Герострата» есть очень похожие слова: «Делай что хочешь богов не боясь и с людьми не считаясь...», но там эти слова ставятся не в заслугу, произносящему их Герострату. Очень тонкая грань проходит между свободой и индивидуализмом. И чтобы не переступить эту грань, надо иметь такую нравственную категорию как совесть. У главного героя и его друга Назанского она присутствует, у большинства же сослуживцев значительно поистрепалась, а то вовсе потеряна.

К актерским работам вопросов нет. Но клиповый несколько рваный характер постановки усложнял восприятие. Да и от неоднозначности тем не уйти.

Спектакль заставил перечитать повесть Куприна, а так же припомнить позицию Пушкина к дуэли, высказанную в рассказе «Выстрел», переживания князя Болконского под небом Аустерлица, а так же отношение Платона Каратаева к воинской службе, ну и конечно Лермонтова: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!».

В спектакле были заняты:

Ромашов -  Дмитрий Минин

Назанский - Иван Можейко

Николаев- Сергей Тэсслер

Осадчий - Евгений Бодяков

Рында/Брем -Арсений Черепанов

Хлебников - Андрей Щипанов

Раиса -  Анна Вардеванян

Шурочка -  Кристина Грубник

Спасибо за постановку коллективу Сначала Театр и за приглашение блогерскому сообществу МоскваЛюблю и куратору kogda_leto (Марина Казакова)

Сначала Театр, отзыв, Театр, @moskvalublu, МоскваЛюблю

Previous post Next post
Up