Где мой дом. МТЮЗ

Nov 05, 2021 01:19


Самые различные материалы становятся основой театральных постановок. Кто-то из режиссеров пытается переосмыслить классические сюжеты и примерить их на сегодняшний день, кто-то находит основу в прозе, и тут уже роман или рассказ становятся пьесой. А кому-то настолько близка современность, что материалами для постановки становятся интервью с людьми на улицах. Последний вариант достаточно популярен сегодня для документального театра и носит название «вербатим».

Не знаю, полностью ли фантазия молодого 28летнего драматурга Сергея Давыдова, или он, действительно, брал интервью у русских беженцев из Таджикистана, но его пьеса «Республика», ставшая основой спектакля «Где мой дом», ощущается именно как вербатим.



Три действующих лица: двадцатидевятилетняя работница министерства Ольга (Виктория Верберг), девушка-старшеклассница Ярослава (Полина Одинцова) и молодой человек, на момент начала событий тоже ученик, Данила ( Илья Созыкин). Все они, как и миллионы других русских людей, были брошены на произвол судьбы при развале Союза в бывших союзных республиках. И крайне тяжелым было выживание в тех республиках, где централизованная власть сменилась «национальным освободительным движением». Эти трое были отрезаны от своей прошлой безмятежной жизни войной в Таджикистане.

Горькие слова от оставленных без поддержки соотечественников. Правдами и неправдами приезжают они в Россию. «Возвращаются» для этой ситуации неправильное слово, ведь родились они в красивейших местах рядом с Памиром. Их родители приехали когда-то в те края, кто по комсомольским путевкам, кто вслед за репрессированными или осужденными родственниками. Второе и третье поколение внезапно становится чужаками и потомками «завоевателей» для коренных жителей. Но приехав в Россию, они и тут оказываются в роли чужих. Проблемы с гражданством, с работой с проживанием.



Очень многое вызывает сочувствие, но несколько фраз резанули слух. «меня так бесило что когда там вводят войска для типа защиты русскоязычного населения Крым не Крым Донбасс не Донбасс или че там красивые слова типа своих защитить а че вы тогда нас там бросили в Таджикистане?» . Понимаю, если учитывать как личное мнение, сказанное сгоряча. Но и все же...

« я люблю давать взятки я это очень умею и если у нас в Средней Азии все берут взятки и делают то что надо то в России отожмут до копейки но не сделают ничего». Это говорит бывшая сотрудница министерства Ольга. Но не верится мне, что она любит только давать. Откуда-то ведь надо на эти взятки деньги брать. И из ее же уст описание проверяющего документы таджика: «мы ехали на служебном автобусе как-то таджик проверяющий жирный вонючий боже как гадко я помню как он меня лапал русскую девку сотрудницу министерства...он вонял перегаром зирОй мочой и властью титульной нации и теперь он имеет на все это право»  На многих сотрудников служб охраны посмотрите - зеркальная история, с поправкой на запах зиры.

Вышла из зала со смешанным чувством: разделяют или объединяют такие постановки народ?  Постановка о гражданской войне, в которую оказались втянуты твои соотечественники. Они-то мирные, но танки с границы для помощи официальному правительству подтягиваются никак не мирные. И кого считать в бывших союзных республиках врагами? Всех, кто решил, что надо жить самостоятельно и бороться за эту самостоятельность с оружием в руках?



А это уже из пьесы: кому было нужно чтобы свобода и возрождение превратились в “режь - убивай”.

У меня вывод только один: очень удачно разыгрывается карта межнациональной розни, и, к большому сожалению, пьеса не способствует примирению. Но она, как и спектакль, дает информацию о малоизвестной нам странице истории - гражданской войне в 90е в Таджикистане, которая длилась целых пять!! лет.

У автора нет явной информационной лжи. Упоминается о 25 миллионах русскоговорящих, проживавших на начало 90х, в союзных республиках. Но дальше делается вывод, что все 25 миллионов остались не у дел и в жутких условиях выживания, а вот это уже точно не соответствует действительности. Ужаснувшись упомянутой цифрой, полезла разбираться. В Таджикистане, где действительно были самые тяжёлые события, проживало 390 тысяч русскоязычного населения, вынуждены были покинуть свои дома и уехать 360 тысяч, остальным было видимо совсем некуда. А что же с 24 миллионами 640 тысячами? На сегодняшний день в странах ближнего зарубежья их проживает 14 миллионов, то есть убыль почти 11 миллионов. Цифра огромная, но из них эмигрировавших 6,5 млн. , 2,5 млн ассимилировались, то есть при очередной переписи указали иную национальность, а около 2 миллионов убыль в следствие превышения смертности над рождаемость. Официальные потери от локальных войн до сих пор так и не опубликованы. Вряд ли они составляют миллионы, но десятки тысяч для условно мирного времени - тоже не мало.

Самая большая боль звучит в словах о признании прав на российское гражданство для приехавших из далеких краев . Страна не смогла обеспечить не только  защиту соотечественникам, проживающим за рубежом, но и отворачивалась от них, когда те приезжали, туда, где их уж точно должны были признавать. И в головах рождается мысль. высказанная в заключительном монологе Ольги: «моя страна самая большая в мире и в этой стране нет своих и чужих в этой стране нет коренных и приезжих, русских, нерусских в моей стране все так и остались чужие»

Горько слышать такие слова, но ещё горше признавать их правоту, собственное бессилие и незнание, как это изменить. Нерешенная проблема упрощенного получения гражданства для русскоязычных людей, предки которых были выходцами из России - крупная государственная ошибка, ухудшающая как положение тех, кто в этом нуждается, так и самого государства. Люди формируют государство, и чем больше в нем несчастных, недовольных людей, тем непривлекательней и слабее выглядит такая структура со стороны.

Резкий, сильный спектакль, заставляющий перелистывать нелицеприятные страницы истории и наталкивающий на мысль: как бы государство не повело себя - вступилось или не вступилось за своих на чужой территории, найдутся те, кто его действия в любом случае осудит. Но вот на своей территории, нельзя относится к согражданам, как к чужим.

Огромное спасибо за приглашение сообществу «МосКультУра», за спектакль Московскому Театру Юного Зрителя.

Подробнее о постановках и жизни театра можно узнать на официальном сайте, а также из групп театра в соцсетях: Фейсбук, ВКонтакте и Инстаграме.

МТЮЗ, отзыв, Театр, Москультура

Previous post Next post
Up