Антология Русской Мысли

Jun 04, 2016 22:40

Святитель Феофан Затворник. Основы православного воспитания. ПЛОДЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДОБРОГО ВОСПИТАНИЯ

Плод доброго воспитания есть сохранение благодати святого крещения. Последнее вознаграждает с избытком все труды по первому. Ибо некоторые высокие преимущества принадлежат тому, кто сохранил благодать крещения и с первых лет посвятил себя Богу.

Лев Тихомиров. В чем наша опасность

В настоящее время у нас очень много говорят о масонстве, разоблачая его стремления к подрыву нашей исторической общественности и государственности и к захвату всего мира в руки тайного масонского центра, с которым многие отождествляют центральную еврейскую организацию. Мы время от времени знакомим читателей с этими разоблачениями, поскольку они стоят на твердой почве, и вообще существование такой масонской организации нам представляется несомненным. Но если наиболее полное раскрытие этой организации желательно и необходимо для целей самозащиты современного общества и государства, то, во всяком случае, для самозащиты гораздо еще важнее нечто иное. Нам нужно строить наше общежитие так, чтобы оно было здоровым и сильным. Если нам и современному миру угрожает опасность со стороны масонства, то главным образом вследствие того, что мы стали сами подрывать свою общественность и государственность нерациональной их перестройкой.

Иван Ильин. Основы христианской культуры. 2. ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вера есть духовный язык инстинкта. Утратить веру значит повергнуть инстинкт в немоту и бессилие или же разнуздать его. Поэтому человек без веры - или живет в отрыве от своего инстинкта, еще не разнуздавшегося до полной бездуховности и бесформенности (Запад), или же пребывает во власти своего уже разнуздавшегося инстинкта (большевизм). В отрыве от своих ночных, бессознательных сил человек будет создавать только плоские, пошлые выдумки, рассудочные выверты, мертвые трафареты; находясь же во власти своего разнуздания, он создаст только бесформенный хаос, больные химеры, извращенные сновидения наяву. Ни то, ни другое не будет культурой; потому что культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму.

Именно такова судьба народов, утрачивающих свою исконную веру и впадающих в безверие и безбожие: они отрекаются от своей старой, драгоценной культуры и не создают никакой новой; они сходят в истории на нет, в снижении, разложении и разврате, принимая свои больные и дурные создания за некое новое слово новой культуры.

Иван Ильин. Основы христианской культуры. 3. ВЕРНЫЙ ПУТЬ

Христианская культура есть или красивое, но неопределенное слово, которым можно прикрыть и «оправдать» слишком многое; и не о таком слове мы здесь говорим. Или же это есть великое и претрудное, обязывающее и ответственное дело: и сущность его в том, чтобы в меру своих сил усвоить Дух Христа и творить из него земную культуру человечества. Творить, с дерзновением [6], принимая на себя ответственность за свое разумение, за свое решение и за дела, и всегда взывая к Тому, Который «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем». (Еф. 3, 20-21). Кто хочет делать христианскую культуру, тот должен попытаться взрастить в своей душе «чадо света» [7] и предоставить ему говорить и поступать так, как подобает человеку, «имеющему быть судимым по закону свободы».

Иного пути мы не видим.

Архимандрит Константин (Зайцев). Мутные потоки, уводящие от Христа. 2. Католицизм. Культ Священного Сердца

Чтобы непосредственно ощутить подмену Христа, как суть католичества, познакомимся хотя бы немного с молитвенным опытом его, глотнем латинского духовного опыта.

Культ Священного Сердца связан с именем католической монахини Марии (Маргариты) Алякок, скончавшейся в 1690 году. Полученные ею откровения вошли первоначально в состав ее жизнеописания, обнародованного иезуитом-епископом Ланже и вызвавшего такой скандал, что издание было уничтожено. Поскольку эти “откровения” получили все же огласку, они были осуждены папой Климентом в 1772 году. Тем не менее, культ этот на путях фактически осуществляемого молитвенного благочестия продолжал существовать под покровительством иезуитов и, в конечном итоге, вошел прочно в жизнь католичества.

И.Р. ШАФАРЕВИЧ. РОССИЯ НАЕДИНЕ С СОБОЙ (1)

Распалась на части страна, которую наши предки создавали больше тысячи лет. В этом общем деле десятков поколений было много и героического, и святого, и ошибок, и грехов. Строение все же оказалось прочным - на разрушение его понадобился почти целый век (может, и поболее). Очень сомневаюсь, чтобы распад страны хотя бы для одного из населявших ее народов обернулся скорым и несомненным благом. Но для русских - он очевидное несчастье. Думаю, что большинство из нас, хоть совсем бессознательно, хоть каким-то уголком души ощущали свое соучастие в грандиозном тысячелетнем процессе, вырываясь тем из бессмыслицы и тривиальности жизни. Теперь эта духовная поддержка ослабла. 25 миллионов русских оказались вне России. Родные братья, родители и дети разделены государственными границами. Порваны многовековые экономические связи. Редкий народ способен пережить такой удар.

И.Р. ШАФАРЕВИЧ. РОССИЯ НАЕДИНЕ С СОБОЙ (2)

Для народа - катастрофа, если он сдается, пока его дело еще не проиграно. Но катастрофой может стать и решимость биться до последнего за нечто, чего уже не существует. Как кажется, несуществующим является на данный момент СССР - "Руси" в таком объеме сейчас уже нет. Но после всех ударов и поражений, понесенных русскими в этом веке, история предлагает нам задачу более ограниченную, зато реальную: отстоять "Русь" в тех размерах, в которых она еще сохранилась. Может быть, на это у нас хватит сил?

Борис Можаев. Куролесица. Кривотолки вокруг истории России (о российско-украинских отношениях)

Леонид Бородин. Без выбора. Спор

Нынче в России - никаких революций или контрреволюций. Распад! Как следствие попытки сотворения бытия, не удостоверенного высшим знанием самой природы человеческого бытия. А высшее знание не в философиях и социальных теориях, а в мировых религиях. И когда народ в силу тех или иных обстоятельств теряет ключ-шифр к пониманию религиозного смысла бытия, он встает на путь гибели.

К 10-летию со дня кончины В.М. Клыкова. Вячеслав КЛЫКОВ. О России. О её будущем и настоящем

Восстановление законной российской государственности и становление государства, которое бы являлось действительным правопреемником тысячелетней России, - это очень важный момент по объединению всех народов России и прежде всего русского национального самосознания.

Когда спрашивают, что такое национальная русская идея, то каждый придумывает ответ самостоятельно или коллективно в своем институте. А ведь нет у нас другой идеи, которую мы обрели в тысячелетиях и которая заповедана нам Господом Богом. Православие, самодержавие, народность - вот она, русская идея. И не нужно ничего выдумывать, уклоняться от этого, подменять эту истину многообразием лжи.

А.Н. Башкиров. Не изменяй себе, Великая Россия! 1. Путь в настоящей поэзии... (3)

Самый верный и точный образ Святой Руси - Русь Молитвенная, в молчании переносящая наскоки и буйство мира, плоти и диавола. Но не только о священном молчании писал поэт Тютчев. Понять гениального поэта мы вернее всего сможем через то, как он относится к другим гениям. Федор Иванович Тютчев не мог остаться в стороне от прославления имени А. С. Пушкина, его свободного и смелого дара, которым многие планы и дела тьмы были вскрыты и развенчаны. Напомним, что по отзыву Андрея Краевского стихи Тютчева привели Пушкина в умиление. Об изумлении и восторге тютчевскими стихами Пушкина в 1859 году писал П. Плетнев. Юрий Самарин сообщал, что Пушкин целую неделю носился с рукописным собранием Тютчева. В свою очередь, Тютчев, возможно, впервые высказался о всемирном значении Пушкина: «Мне приятно воздать честь русскому уму, по самой сущности своей чуждающемуся риторики… Вот отчего так Пушкин высоко стоит над всеми современными французскими поэтами». И не только, добавим мы, французскими, но и всеми остальными!

В порядке дискуссии. В.Е.Бородин. РОССИЙСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАСЛЕДИЕ ГНОСТИКОВ (1)

В порядке дискуссии. В.Е.Бородин. РОССИЙСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАСЛЕДИЕ ГНОСТИКОВ (2)

В порядке дискуссии. В.Е.Бородин. РОССИЙСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАСЛЕДИЕ ГНОСТИКОВ (3)

Современную западную либеральную идеологию с полным основанием можно назвать «правой» в экономическом смысле, и «левой» - в смысле гуманитарной риторики. Он по-своему тоталитарен. Вместо физических репрессий против инакомыслящих, он прибегает к тактике незаметного удушения ему противящихся. Но остается факт: доминирующая идеология Запада - Либеральная Доктрина яростно борется с альтернативными идеологическими проектами, но тонко-отточенными и эффективными методами. Либеральный тоталитаризм не явен, завуалирован, но не менее жесток, чем привычный. США не совсем демократическая держава, но с режимом скрытого радикального фанатизма с мессианским мировоззрением аналогичным панисламизму, коммунизму, нацизму и прочим, отличающимся особой фанатической уверенностью в своей «нравственной правоте». Русофобия США базируется на доктринально оправданной демонизации восточно-европейской цивилизации в ее историческом, культурном, богословском, геополитическом, этическом аспектах. В борьбе нынешнего Запада с Россией РЛИ играет роль верной прислуги Запада. Производство гуманитарной интеллигенции не сокращается как на Западе, так и в России, но областей для приложения сил на пользу своей страны, получая за это деньги, у российской интеллигенции почти нет. Найти приличную заработную плату можно лишь продавая свой труд структурам враждебным России.

Елена Семёнова. БЕЗ ХРИСТА или ПОРАБОЩЕНИЕ РАЗУМА: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, СЛЕДСТВИЯ (к истории вопроса). 1. Культ «разума»

Культ Разума - один из элементов процесса дехристианизации во время Французской революции. Создан эбертистами с намерением упразднить христианскую религию во Франции. Культ Разума получил широкое распространение в период 1793-94 гг. После издания коммуной Парижа 24 ноября 1793 года декрета о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, церкви в Париже стали превращать в Храмы Разума. Первые варианты культа Разума появились за пределами Парижа. В сентябре-октябре 1793 года Жозеф Фуше организовывал празднества в департаментах Ньевр и Кот-д’Ор. В Рошфоре Леньело преобразовал приходскую церковь в «Храм Истины», где 31-го октября 1793 года шесть католических священников и один протестантский при торжественной обстановке отреклись от своей религии. Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов (икон, статуй, крестов и т.п.). Кроме этого, проводились церемонии почитания «мучеников Революции». Наибольшего развития культ достиг в Париже, во время проведения «Фестиваля свободы» в Соборе Парижской Богоматери 10 ноября 1793 года. В ходе церемонии, придуманной и организованной П.Г. Шометтом и проводимой внутри собора, артистка Оперы Тереза-Анжелика Обри  короновалась как «Богиня Разума». В марте 1794 года культ Разума был запрещён, эбертисты - гильотинированы, а Конвент своим декретом установил в качестве государственной «гражданской религии» Франции «культ Верховного Существа».

Антология Русской Мысли, публицистика, Русская Мысль, шафаревич, даты, мои книги

Previous post Next post
Up