Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - уникальное сооружение, экскурсия проводится на участке протяженностью 84 км, который был построен в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье Байкала.
Почему посетить это место так интересно? Дело в том, что этот участок Транссибирской магистрали был нереально сложен для прохождения и прокладывания железнодорожных путей. До революции его называли "Золотой пряжкой стального пояса России". "Пряжка" соединила стальной пояс - Транссибирскую магистраль, строительство которой велось с двух концов, с Урала и с Дальнего Востока. "Золотой" же ее прозвали, потому что она оказалась дороже любых дорог России! Существуют исторические данные, что стоимость 1 км при строительстве Транссиба составляла 93 тыс. руб., а стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги - около 130 тыс. руб. Всего было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 метров. Каждое из этих сооружений уникально и разрабатывалось под конкретный участок пути.
Российское правительство спешило. Начиналась русско-японская война и без прямого сообщения с центром победа была невозможна. Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока, постоянное движение было открыто 15 октября 1905 г.
Мы сразу, еще в Москве, решили, что КБЖД будет одним из основных пунктов нашей поездки. Экскурсия проводится несколько раз в неделю из Иркутска до порта Байкал, а оттуда на пароме можно попасть в Листвянку. Что нам, конечно, было удобно, ведь мы там жили!
Билеты заказали заранее. Как показал наш опыт, купить билеты можно удаленно: по телефону договориться с туристическим агентством в Иркутске о дате и времени, выслать им паспортные данные, оплатить банковской картой (у меня сбербанковская), получить билеты на электронную почту и распечатать на ресепшн гостиницы. Скорее всего, в агентстве вам предложат только первый класс. Второй дешевле, и он был практически пуст. На мой взгляд, второй класс не намного хуже - обычная электричка, только что сиденья не обтянуты тканью. Разница в цене не значительная: 3400 рублей за 1 класс и 3100 за 2 класс.
Мы выбрали экскурсию с 8 до 17.00. Утром в пятницу заказали трансфер и приехали на железнодорожный вокзал Иркутска. Все понятно, много указателей, вовремя зашли в поезд и заняли свои места.
Термосы с кипятком стоят в вагоне, возьмите с собой стаканы и пакетики с чаем или кофе, тогда питье будет бесплатным. В первом классе можно заказать (не позднее, чем за 8 дней) питание: 300 рублей завтрак, 800 рублей обед. Но казенная еда все-таки казенная еда, если едете из Иркутска, весьма рекомендуем закупиться на центральном рынке. Там самые дешевые конфеты, шоколадки, кедровые орешки и целый ряд, где продают пирожки, колбасу и т.д. Цены хорошие.
Не могу не упомянуть еще об одном важном факте - это большие китайские экскурсионные группы в поезде. Первый класс был почти полностью занят ими. Мы столкнулись с тем, что китайцы постоянно едят (продукты с собой возят, что-то вроде Доширака, пахнет достаточно сильно), говорят (громко и сердито, даже разговор между мужем и женой немного похож на внутрисемейные разборки) и ходят туда-сюда друг к другу в гости (одного и того же китайца/китаянку можно увидеть проходящим около твоего кресла 5-6 раз в течение десяти минут). И еще, было бы неплохо, если бы организаторы рассаживали китайцев и русских по разным вагонам. Живая экскурсия по громкой связи идет на русском языке, китайцы ничего не понимают, начинают общаться между собой и пытаются перекричать непонятные им звуки. В этом нет их вины, но были моменты, когда ничего не было слышно.
Пожалуй, это все ложечки дегтя в большом жбане меда. Удовольствие от экскурсии мы в любом случае получили!
***
Итак, мы поехали. Первая остановка - станция Слюдянка.
Это памятник министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову. При его правлении начался бурный рост строительства железных дорог и, в частности, Транссибирской магистрали, которая была построена в рекордные сроки. Любопытно, что корреспондент английской газеты «Таймс», желая подчеркнуть вклад князя Хилкова в победе России, написал, что он оказался для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин.
Свято-Никольская церковь расположена сразу за станцией. Времени стоянки (20 минут) вполне хватает, чтобы ее осмотреть.
Вторая остановка - Старая Ангасолка, 149 километр. Название станции и поселка образована от бурятского "онгосо" - лодка, судно, корабль, челнок. Здесь красиво: каменный арочный мост - виадук, тоннель, горы и Байкал, а для русскоязычных туристов проводят экскурсию!
Рядом с остановкой поезда находится дом-музей Рериха. К сожалению, не было времени заглянуть внутрь, но снаружи выглядит уютно и нарядно.
Вторая остановка - Киркирейский тоннель, 123 километр. Вернее, даже два тоннеля пришлось построить, одного не хватило. Строители пытались усмирить горную речку, впадающую в Байкал (на фото видны водоотводные сооружения), а также камнепады и сели, частые в этих горах.
Вот в таких условиях приходилось работать. Пишут, что горная порода была настолько твердой, что иногда в день проходили всего 40-50 сантиметров пути. Не говоря уже про использование динамита в огромных количествах.
И последняя, третья остановка произошла на станции Половинной, 109 километр. Деревня состоит всего из нескольких домов. Люди живут, в основном, рыбалкой и лесом. Зато грибы здесь знатные! И мужчины охотно покупали у хозяйки грибов "кедровку" - это водка, настоянная на кедровых орешках.
Под конец начался сильный ливень! Мы забежали в вагон и поехали к конечной остановке - порту Байкал...
... где нас уже встречали с песнями и плясками! После чего мы сели на паром и через 25 минут уже были в Листвянке.
Вот так мы путешествовали по Кругобайкальской железной дороге. Всем, кто любит ЖД транспорт, электрички и поезда, а также интересуется российской историей, рекомендуем!
На следующий день мы улетели в Москву, и это последний пост про поездку на Байкал в августе 2016 года.
Спасибо за внимание!
При подготовке поста использована информация с сайтов Иркипедия.Ру, Википедия.Ру и fanatbaikala.livejournal.com.