"По собственному его признанию, он постоянно "ловит себя" на том, что в своих картинах он всегда выражает те переживания, которые его волновали в детстве"
В.В.Воинов "М.Б.Кустодиев"
Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году.
Отец Бориса, Михаил Лукич Кустодиев, происходил родом из Саратовской губернии. В Астрахань он приехал ещё юношей, в 1859-м году, когда его старший брат Степан был назначен по духовному ведомству наставником в Астраханскую семинарию. В неё же из Саратовской семинарии перевёлся доучиваться Михаил - поближе к брату. В 1862-м году как один из лучших учеников он направляется для дальнейшего обучения в Казанскую духовную Академию. Получив степень доктора богословия, Михаил в 1867 году возвращается в Астрахань. Преподаёт здесь логику, словесность, русский язык в духовной семинарии, духовном училище, а позже - ещё и в Мариинской женской гимназии и в реальном училище.
В начале 1870-х он женился на Екатерине Прохоровне Смирновой, дочери протоиерея. Но своим домом в Астрахани молодые не успели обзавестись, так как Михаил Ильич очень рано умер, в октябре 1879 года, оставив свою супругу с 3-мя малолетними детьми на руках да с четвертым на подходе. Борису было тогда всего полтора года.
В общем, в списках астраханских домовладельцев того времени фамилия Кустодиевых отсутствует. Они жили в съёмном жилье. Это-то как раз и затрудняет определение точного адреса их проживания.
Рассмотрим некоторые версии.
1.Дом-музей Бориса Кустодиева
На пересечении улиц Калинина и Свердлова, находится музей Бориса Кустодиева, астраханца по рождению и по духу своих картин.
То, что Борис в детстве не жил в этом доме, очевидно и из его воспоминаний, и из известных фактов. Тем не менее версия, что этот дом является местом его детского проживания, одна из самых распространённых. Скорее всего, причина заблуждения кроется в самом определении "дом-музей", смысл которого и заключается в том, что когда-то это был дом данного человека, а после его сделали музеем. Правильнее будет всё-таки называть просто "Музей Кустодиева", без приставки "дом".
В "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год этот дом является первым на Биржевой улице по чётной стороне и определён как дом "Моисеева каменный":
В воспоминаниях же самого Бориса Кустодиева (к примеру, записанных В.В.Воиновым и опубликованных в его
монографии "Б.М.Кустодиев" ещё при жизни художника, в 1925 г.) местом проживания называется усадьба купца Догадина.
2. Усадьба Догадиных на Эспланадной улице, д.25
Эта усадьба знаменита в Астрахани ещё и тем, что в ней вырос основатель Астраханской картинной галереи Павел Догадин. Находится она на пересечении улиц Эспланадной и Володарского:
Она также выходила и на параллельную Эспланадной - Большую Демидовскую улицу (сейчас - ул.Свердлова).
Её как место проживания будущего художника указывает Аркадий Кудря, автор книги "Кустодиев" (серия "ЖЗЛ").
Но в этом случае появляется очень много несостыковок и вопросов, и в первую очередь: почему Павел Догадин и Борис Кустодиев, росшие в одной усадьбе, практически ровесники (Догадин старше Кустодиева всего на 2 года), оказались незнакомы? Собирая свою коллекцию картин, Павел Догадин обращается ко многим живописцам, а, например, кустодиевская "Жатва" приобретается для него с выставки, без непосредственной связи с художником? При такой общности интересов они вообще должны бы были состоять в тесной дружбе и переписке.
Почему зарисовки и картины по воспоминаниям Кустодиева относят нас совершенно к другим астраханским местам, а тутошние и не вспоминаются? И ещё целый ряд вопросов.
Да и, в конце концов, снимать флигель в самом центре города - слишком дорогое удовольствие для небогатой семьи.
3.Усадьба Догадиных на ул.Свердлова, 69
Недалеко от дома-музея Кустодиева, на противоположной стороне ул.Свердлова (раньше - ул.Биржевая) находится ещё одна усадьба Догадиных, о чём свидетельствует запись в уже упоминаемой "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год: дом под номером 3, деревянный, сразу за зданием Окружного суда:
Так сейчас выглядит усадебный домик, выходящий на улицу (взято из панорамы гугл):
На плане 2ГИС именно эта усадьба отмечена как дом, где провёл своё детство художник. Это место действительно хорошо соответствует его картинам-воспоминаниям.
Взглянем на карту, где отмечены основные ориентиры (дом, мост, пожарная часть с каланчой):
и на картины Кустодиева "Мост"(1918) и "Чаепитие"(1913) - обе писались по воспоминаниям:
И будто даже "Чаепитие" написано почти на месте догадинской усадьбы. "Почти" - потому что на картине ворота усадьбы выходят на каланчу, т.е. на набережную Кутума, а согласно той же "Таблице домов и улиц" выхода на противоположную улицу усадьба не имела - только на Биржевую. Скорее, это как бы вид двора ближайших соседей.
Но есть 2 факта, которые снова порождают вопросы.
Во-первых, усадебка-то здесь совсем тесная, а Борис Михайлович упоминает о том, что в ней были, кроме флигеля и большого хозяйского дома, и конюшня, и сеновал, и каретный сарай, и голубятня... И столы во дворе накрывались для нищих в поминки. И детям было раздолье. Т.е. по всему получается, усадьба должна быть достаточно большой.
Во-вторых, Аркадий Кудря, исследуя жизнь Кустодиева, использовал в том числе записи церковных книг и отмечает, что они жили в приходе церкви Рождества Христова. Там крестили детей, там же отпевали Михаила Лукича... Но христорождественская церковь находилась за Кутумом, а здесь был приход Крестовоздвиженской церкви, что стояла совсем не далеко: там, где сейчас находится скверик со Святым Крестом в честь Кирилла и Мефодия, напротив Благовещенского женского монастыря. В честь неё и название ближайшего моста - Воздвиженский.
4.Усадьба Догадиных на Рождественской площади, д.24
Почему-то не встречала версии, что Кустодиевы жили у Догадиных в Закутумье, в их усадьбе на Рождественской площади (сейчас-площадь К.Маркса).
Снова смотрим "Таблицу домов и улиц..."- "От Поперечно-Кутумовской до Поперечно-Луковской" следует переводить на современный язык как от ул.Мельникова до ул.Победы.:
Обратимся к плану города той поры, составленному дореволюционным астраханским краеведом А.Штылько (
план Штылько). Интересующий нас кусочек города:
На мой взгляд, это место более всего соответствует всем известным критериям: здесь приход церкви Рождества Христова, здесь же рядом каланча рождественской пожарной части и Воздвиженский мост, по которому постоянно надо ходить в училище, в семинарию, на занятия к художнику П.Власову и вообще в центр. А также здесь достаточно места и под большую усадьбу, и под детские шалости и развлечения, вспоминаемые художником.
Примечательно, что нумерация домов на пл.К.Маркса, бывшей Рождественской, осталась той же, что в справочнике 1884 года. Но, к великому сожалению, дома на этом месте сожжены (как это водится обычно у астраханцев), и только остался
погорелый остаток маленького флигеля дома 24 - как раз догадинского. Может, именно он и служил кровом семье Кустодиевых?.. Вот только из-за образовавшихся вокруг него пустырей непонятно, справа или слева были остальные усадебные постройки, в том числе главный дом.
В старых панорамах Яндекса, за 2011 год, ещё стоит часть строений.
Вот сам флигелёк:
Дома рядом, с левой стороны флигеля - он находится сразу за ними:
Снимок с другой стороны, справа от флигеля:
Вид из космоса (усадьбу приблизительно обвела красным) - остатки погоревших построек:
Вот такая печальная картина... Рассмотреть бывшие здесь усадьбы можем очень и очень приблизительно, да и то только благодаря Яндекс-снимкам.
А это рисунок Кустодиева на тему его детства из монографии В.В.Воинова - мальчишки с крыш своего двора смотрят на пожар, на каланче подняты сигнальные флаги:
Кстати, от этой догадинской усадьбы до каланчи даже немного ближе, чем от усадьбы на Биржевой (Свердлова) улице. Не верите - померьте расстояния по карте.
На приведённом выше рисунке рядом с домами, где сидят мальчишки, со стороны каланчи нарисованы воротца. А с обратной стороны усадьбы, на параллельной улице Пестеля (бывшей Садо-Аптекарской), до сих пор сохранились похожие:
И такие детские развлечения в усадьбе:
Давайте ещё раз посмотрим на старый план:
Где, как не здесь, на пустыре, можно вольготно запускать воздушного змея:
А в ближайшем ильмене удить рыбу и любоваться на окружающиеся сады с поливными чигирями:
Возвращение после рыбалки с братом Михаилом:
А вот и конный базар за церковью - эскиз картины 1917 г. - может, тот, что на плане?
Конный базар на плане Штылько находится за церковью Рождества Христова. В самом конце 19 - начале 20 вв. были частично перестроены и церковь, и колокольня, а в 1911 - заменён купол. Как церковь выглядела до всех этих преобразований, во времена детства Бориса Кустодиева, изображений не сохранилось. Возможно, это её он набросал с левого края картины. К тому же в 1940-х годах храм был передан старообрядцам заместо снесённого старообрядческого на ул.Свердлова и переименован ими в честь Покрова Пресвятой Богородицы (
вид в настоящее время). Так что, вроде, и есть та церковь - и нет её уже. А раньше и улица, что вела от храма к Воздвиженскому мосту, называлась Рождественской в садах (теперь - ул.Калинина), а сам храм - Рождества Христова в садах. Когда смотришь на штыльковский план, эти названия очевидны: тут кругом располагались сады.
Для соотнесения с планом Штылько приведём современный план того же района - уже совершенно не в садах:
Ещё немного кустодиевской Астрахани:
Торговля воблой - так, оказывается, её разносили в связках на коромысле:
Торговля арбузами и дынями:
Продавец ковров:
Базар на Кутуме (открытка издания Кнебеля):
Да и, пожалуй, надо немного сказать о пожарной каланче рождественской пожарной части, что так часто упоминается в нашей истории. Постройки этой части сохранились до сих пор, в том числе и здание, на котором была установлена каланча - только сама деревянная каланча сгорела в 1975 году. Здание, бывшее под каланчой, находится на набережной Кутума на углу с ул.Мельникова:
По своему проекту оно в точности такое, как с частично сохранившейся каланчой за Татар-Базаром у храма Иоанна Златоуста, сравните:
Во дворе рождественской пожарной части сохранилась также сушильная башня (для пожарных рукавов). Среди малоэтажной застройки эта башня хорошо видна с соседних улиц - вот, к примеру, её вид с улицы Нечаева (бывш. Старо-Птичная), т.е. и со стороны догадинской усадьбы:
Общий вид пожарной части с ещё не сгоревшей каланчой (фото с сайта
Архив культурного наследия):