КОМУ И ЧТО ДОЛЖЕН ИДЕАЛЬНЫЙ КРИТИК

Sep 14, 2011 18:49

Эх, ну когда же мы с вами поймем, наконец, что идеальный критик должен быть умный, образованный, кареглазый жгучий брюнет и, непременно, непременно чтоб верхом на вороной лошади! Ой, простите, вам нравится в яблоки? А вам и савраска сойдёт? И что прикажете делать? Где ж это теперь искать идеального критика, чтобы савраска у него была в вороные яблоки?

Право не знаю ни того, где его найти, ни того, нужен ли он нам вовсе. Почему, собственно, критик должен нам нравиться? Он ни «Монализа», ни «Лунная соната», в конце концов, он даже ни художник и ни композитор, претендующий на всеобщую любовь. И наоборот, если критик станет искать любви, боюсь, как бы красноречие не погубило в нём его основного служения. А то будет как по Цицерону «О, если бы я мог так легко находить истину, как доказать ложность!». Так вот, задача критика - находить истину, а не быть любимым, а тем паче идеальным. Были бы все критики идеальны, так хватило бы одного. Откуда бы мы знали, что нам нужна савраска в вороные яблоки, если бы не видели по отдельности ни первого, ни второго, ни третьего? В этом наше основное знание, но оно не должно заставлять нас трансформировать критиков. Просто скажем им большое наше читательское и писательское «спасибо», за то, что они, такие разношёрстные, помогают нам понять, какой должна быть критика, а не они сами. В сущности, они должны быть просто хорошими людьми с твёрдыми моральными устоями и чувством прекрасного. Потому оставим вопрос о критиках, злобных ли, мягких ли, и поговорим том, каким должно быть само явление. КРИТИКА как таковая - вот что сегодня непонятно. Уверена, для большинства людей критика - слово полуоскорбительное. И немудрено, ведь критикой зовут что ни попадя. Нечего делать, придётся защищать явление от непрофессиональных посягательств, разобрав, где критика, а где нет. Итак, то, что вы видите это критика если она:
ДОСТОЙНАЯ. Достоинство всегда и везде показатель качества. Нет ничего важнее достоинства. Достоинства критика. Понравилось произведение или нет, качественное или не качественное, глупое оно или умное, полное оно или пустое - нормальная критика обезьянничать не станет. Обезьянничать в смысле - рассказывать, какое же нехорошее это нехорошее, добавляя все цвета радуги в доказательство того, что не требует доказательства. Вот вы видели, чтобы серьёзный учёный полвека занимался бы доказательством того, что дважды два не 5, и всю свою жизнь положил бы на доказательство, что дважды два 4? В математике такого гения не встретишь, а вот в критике, сколько угодно. Почему критиков такого качества не смущает математический пример, для меня великая тайна. Кстати, по-моему, никто кроме Бальтасара Грасиана не смог сказать по этому поводу ничего лучше: «Но у иных такой противный нрав, что среди тысячи совершенств наткнутся на один единственный недостаток, и давай его бранить и ославлять; в страстях и суждениях собиратели отбросов, они только о дурном толкуют - заслуженная кара за отбор дурного, за занятие, недостойное проницательного ума. Незавидная у них жизнь - кормиться горечью, насыщаться дрянью. Куда счастливее вкус тех, кто среди тысячи недостатков отыщет одну единственную удачу, как с неба ему упавшую». Достоинство, таким образом, делается смыслом критики - достойная критика ищет даже крупицы истины, ищет, чем бы оправдать себя, свою неудобную функцию надзирателя. Ради крупицы проанализировать всё - достойная, прекрасная и сильная цель.
БЛАГОРАЗУМНАЯ. Что такое благоразумие в критике? По-моему, - это осознание того, что вас прочтут. Верное осознание - понимание своей ответственности за то, о чём Хемингуэй говорит следующим образом: «Не брось они работать, у них иногда получались бы хорошие вещи, иногда не очень хорошие, а иногда и просто плохие. Но то, что хорошо, - осталось бы. А они начитались критических статей и думают, что им надо создавать шедевры. Такие же шедевры, какие, по словам критиков, выходили раньше из-под их пера. Конечно, это были далеко не шедевры. Просто очень неплохие книги. А теперь эти люди совсем не могут писать. Критика обрекла их на бесплодие». Добавлять ничего не стану, и без того понятно. Скажу лишь, что выполнение двух этих условия - вечная боль и проблема критики. Что раньше, что теперь, у критиков один «квартирный вопрос». Что же до всяких латунских, то о них мы речь не ведём, это вообще не критика.

Previous post Next post
Up