Feb 23, 2020 16:54
Сегодняшнее воскресение по православной традиции - предпоследнее в череде дней подготовки к Великому Посту: неделя о Страшном Суде.
Что это за Страшный Суд? На самом деле ничего особенно страшного описание его не предвещает. Просто одним людям Господь говорит: идите сюда, вы мне знакомы, вы помогли мне в минуту беды. А другим говорит: я вас не знаю, вы не помогли мне в беде, идите от меня.
В этой Евангельской притче, которую рассказывает Иисус Христос ученикам, люди не разделены на верующих или неверующих, на христиан или не христиан, и уж тем более на мусульман, буддистов, протестантов, католиков, агностиков, атеистов и т.п. Страшный Суд разделяет людей только на две части: на тех, кто помогал другим людям в минуту их беды, и на тех, кто не помогал.
Для неверующего человека тут вообще ничего страшного нет: какая ему разница, что ему скажет Господь, которого сам он знать не знает.
А вот верующему, пожалуй, страшновато станет при мысли, что Господь ему скажет: не знаю тебя, или отсюда. Ведь он верует в Господа, любит Его, служит Ему (как он считает).
Так почему же сотни и тысячи людей, не принадлежащих ни к каким конфессиям и религиям, от сердца помогают другим людям, подчас незнакомым, подчас с риском для жизни, не ища при этом никакой награды, а среди верующих, тем более священнослужителей, нередко наблюдаются люди, которые только говорить о добре умеют?
Почему, например, на сайте Московской патриархии есть сотни сообщений о том, что патриарх там отслужил службу, здесь - молебен, и ни слова о том, что патриархия помогла умирающему ребенку, накормила голодных, посетила узников в тюрьме. Конечно, отдельные священники, никому не заметные, все это молча делают, но чтобы кто-нибудь из высших иерархов церкви отдал свое, посетил, пожертвовал... А им не страшно?
Ну патриарх - ладно, не я одна сомневаюсь, верующий ли он человек. А вот священник, который недавно, говоря современным языком, смачно хайпанул диковатым высказыванием? Как обзываться он умеет - все хорошо уже знают, а вот как у него по части благотворительности и добрых дел? Никто не слышал?
Впрочем, благотворительность - это уже чуть-чуть о другом. В притче речь идет прежде всего о личном участии человека в судьбе другого человека, испытывающего нужду или беду.
И, конечно же, в этой притче происходит нечто вполне предсказуемое. Одни говорят: когда это, Господи, мы не послужили Тебе? (Мы же молились-постились, в церковь ходили, другим о добре говорили...)
Другие тоже удивляются: когда это, Господи, мы помогли Тебе?..
Любая евангельская притча - это наша повседневность. Вчера, например, множество людей посетили узника, без вины томящегося в колонии (концлагере за колючей проволокой) с очень бесчеловечным режимом. Одни поехали в город, где находится колония, проинформировали жителей города листовками и пикетами в защиту узника, устроили фейерверк вблизи колонии, который узник мог увидеть и почувствовать радость в свой день рождения. Другие вышли на пикеты в его защиту - и некоторые пострадали, оказавшись на несколько часов лишенными свободы в отделах полиции. Кто-то из них получит ощутимый для себя штраф. Третьи пришли с продуктами, вещами, деньгами - пожертвованиями другим узникам по случаю дня рождения этого узника. Многие написали ему поздравительные открытки и письма. И все радовались, видя, как много людей присоединяется к этому действию солидарности с преследуемым без вины. И никто не задавался вопросом, верующий или неверующий рядом с ним человек, и какой он веры. Но для верующих людей момент радостного единения в деле добра и любви был вчера очевиден.
Полгода назад, в тягостные дни приговора Константину Котову, группа священников выступила в его защиту. Удивительным было не это, а то, как представители патриархии прореагировали на это, умеренно и холодно осудив их поступок. Вместо того, чтобы к нему присоединиться.
Им не страшно?..
христианство,
церковь,
политзаключенные