« Где сроки спутаны…» (1)

Jun 16, 2010 03:03


Где сроки спутаны, где в воздух ввязан
Дом - и под номером не наяву!
Я расскажу тебе о том, как важно
В летейском городе своем живу.
Я расскажу тебе, как спал он,
Не выспался - и тянет стан,
Где между водорослью и опалом
День деворадуется по мостам.

Где мимо спящих богородиц
И рыцарей, дыбящих бровь,
Шажком торопится народец
Потомков - переживших кровь.
Где честь, последними мечами
Воззвав, - не медлила в ряду.
О городе, где всe очами
Глядит - последнего в роду.

(Прагa, 21 апреля 1923 года, рисунок К. Родзевича, 60-е годы ХХ века))

В одном из писем к Анне Тесковой Марина Цветаева признается в любви Чехии: "Я Вашу страну - люблю и чту - больше всех стран на свете..."
Прагy, из-за тесного сплетения немецкой, славянской и еврейской культур, на протяжении многих веков, называют городом трех народов, Марина увидела в этом многоликом городе что-то очень близкое, своё.

Я не ставила своей целью непременно разыскать и сфотографировать дома и общежития, где находила приют ограниченная в средствах молодая семья эмигрантов из послереволюционной России. Мне просто вспомнилось свое, а поэтому захотелось перечитать стихи, написанные в Праге, и попытаться увидеть город таким, каким виделся он Марине без малого сто лет назад.

Вот скульптура героического  рыцаря Брунцвика, которому Богемия обязана изображением льва на своем гербе.



B письме Борису Пастернаку она написала: "У меня есть друг в Праге - каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. И если есть у меня ангел-хранитель, то это именно он, с его львом, с его мечoм и с его лицом".

Стихотворение, посвященное этому таинственному другу, так и называется: "Пражский рыцарь".

Бледно-лицый

Страж над плеском века.
Рыцарь, рыцарь,

Стерегущий реку.

(О, найду ль в ней

Мир от губ и рук?!)

Ка-ра-ульный

На посту разлук.

Клятвы, кольца...

Да, но камнем в реку -

Нас-то - сколько

За четыре века!

В воду пропуск

Вольный.- Розам цвесть!

Бросил - брошусь!

Вот тебе и месть!

Не устанем

Мы - доколе страсть есть!-

Мстить мостами.

Широко расправьтесь,

Крылья!- В тину,

В пену - как в парчу!

Мосто-вины

Нынче не плачу!

«С рокового мосту

Вниз - отважься!»

Я тебе по росту,

Рыцарь пражский.

Сласть ли, грусть ли

В ней - тебе видней,

Рыцарь, стерегущий

Реку - дней.

(27 сентября 1923, Прага)

Вот пражская мостовая, как шахматная доска, Марина идет по ней и говорит: «ведь шахматные мы пешки, и кто-то играет в нас».



Вот гора - Петржинский холм.



В наши дни ее венчает стальная конструкции  миниатюрной копии Эйфелевой башни, возведенной под впечатлением, по образу и подобию, там находится парк - любимое место отдыха жителей и Праги.



Та гора была, как грудь
Рекрута, снарядом сваленного.
Та гора хотела губ
Девственных, обряда свадебного

Требовала та гора.
- Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!
Та гора гнала и ратовала.

Та гора была, как гром.
Зря с титанами заигрываем!
Той горы последний дом
Помнишь - на исходе пригорода?

Та гора была - миры!
Бог за мир взымает дорого!
Горе началось с горы.
Та гора была над городом…

Та гора была, как горб
Атласа, титана стонущего.
Той горою будет горд
Город, где с утра и до' ночи мы

Пражский орлой тоже появляется в произведениях Марины Цветаевой, как «двенадцать апостолов».



Жизнь свою - как карту бьем!
Страстные, не быть упорствуем.
Наравне с медвежьим рвом
И двенадцатью апостолами -

Чтите мой угрюмый грот.
(Грот - была, и волны впрыгивали!)
Той игры последний ход
Помнишь - на исходе пригорода?

Та гора была - миры!
Боги мстят своим подобиям!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Горе началось с горы.
Та гора на мне надгробием.

(из "Поэмa горы" 1 января - 1 февраля 1924, Прага)

Понятно, что стихи совсем не о горé…

(продолжение - следующий пост).

о тех кого люблю, русское зарубежье, поэзия, Чехия

Previous post Next post
Up