Необычная Москва дяди Гиляя.

Sep 17, 2023 21:52

Эта экскурсия привлекла нас с сестрой личностью человека, о котором собирались говорить.

Пошли мы с проектом «Гуляем по Москве», который все больше и больше стал привлекать наше внимание.
Прогулки у них бесплатные, но в конце приветствуются чаевые.

Хотелось и на нового гида для себя посмотреть, им был Сергей Рахманинов.
Тем более, что на сайте о Сергее написано следующее: «Истории Сергея оживают, и слушатели становятся участниками событий минувших лет. В детстве мечтал быть дворником, потом хотел стать участковым, и все это ради того, чтобы больше общаться с соседями и делиться последними новостями. Любит родной город и заражает своей страстью к Москве. Экскурсии Сергея - не исхоженные туристами маршруты, они проходят по тихим переулкам, которые другие гиды обходят стороной. С ним открывается совершенно иная столица».



Самое лучшее, что я сделала, это не взяла с собой тетрадку Донцовой. Записывать за Сергеем нереально, это был театр одного актера, которому помогали записи Владимира Алексеевича Гиляровского.
А ходить за Сергеем и того сложнее, потому что он - бегает. За два часа мы пробежали 11000 с лишним шагов.




Видимо, опытные экскурсанты это знают, ибо в группе у Сергея были в основном молодые спортивные люди. Нам с сестрой, к счастью, пока удается держать такой темп.

Так как экскурсию я не записывала, я расскажу только о нескольких историях, которые запомнила.



Прикольно было, когда мы собрались у памятника Пушкину. Сергей начал что-то говорить, а народу у него было 60 человек (при этом он отлично управляется с такой толпой, да и микрофон у него отличный), как вдруг к нам двинулись полицейские.
Сергей: «Давайте поменяем площадку, где будем стоять. Эти же бравые ребята даже не включают голову, что у нас экскурсия. Сразу решают, что несанкционированный митинг».



Бывший Нарышкинский сквер



Страстной бульвар, дом 9. Воссозданный в 2006-м году особняк 19-го века. в котором жил А.В. Сухово-Кобылин. К нему пристроено девятиэтажное серое здание бизнес-центра "Пушкинский дом".

Бывший особняк снесли, потому что он мешал строительству БЦ, а потом его вновь построили. Как сказал Сергей, пусть лучше так, чем уничтожить совсем.

В 1842 году в этом доме поселился вернувшийся из Парижа молодой богатый и при этом прекрасно образованный барин Александр Васильевич Сухово-Кобылин.

Портрет Александра Сухово-Кобылина художник Василий Тропинин написал за три года до убийства, потрясшего всю Москву.



Из Парижа А.В. Сухово-Кобылин привез любовницу Луизу Симон-Деманш.



для которой снял квартиру на Тверской. Отношения были очень неровными. В 1850 году Симон-Деманш была обнаружена мертвой. Убийство, по-видимому, было совершено с целью ограбления, но, несмотря на отсутствие каких-либо прямых улик, в убийстве был обвинен А.В. Сухово-Кобылин, при этом следствие велось полицией исключительно с целью получения с богатого барина крупных взяток.

По итогам нескольких судов, закончившихся в 1857 г., А.В. Сухово-Кобылин «был оставлен под подозрением в убийстве». Близкое знакомство с процедурами проведения следствия и суда отразилось в написании А.В. Сухово-Кобылиным сардонической драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», главные темы которой - искусство афер и чиновничий произвол в Москве и Петербурге.

Но не А.В. Сухово-Кобылин был интересен нам, а владелец дома по соседству.



К сожалению, за зеленью дом скрыт, только контуры видны.
Хозяин этого дома, купец Елагин, вошел в рассказы Гиляровского описанием свадьбы своей дочери. Для купца что главное? Пустить пыль в глаза, мощь и денежную роскошь показать, а при этом потратить бы поменьше. Вот и вошел он с историю тем, что решил на свадебный стол поставить не только вина от Депре, но и от «поддельного Депре».

Эту историю, описанную Гиляровским, мы с огромным удовольствием прослушали в исполнении Сергея.
Москва и москвичи (Гиляровский)/Нарышкинский сквер

В 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонёк», основателем и редактором которой был прозаик и журналист М.Е. Кольцов.
В объединении бывали И.А. Ильф, Е.П. Петров, В.А. Гиляровский, Д. Бедный и другие писатели.

А потом мы оказались у «Театра Наций».
Не хотелось бы нынче писать про этот театр, но я же не о сегодняшнем времени, а о времени Гиляровского. Это был знаменитый театр Корша. В нем ставили в противовес театру Станиславского легкие пьесы.




Приятно, что хоть нынешнее руководство театра мемориальную табличку не сняло, а могло бы....

В 1885 году в центре Москвы на средства промышленника и мецената Александра Бахрушина архитектор Михаил Чичагов выстроил здание в неорусском стиле. В том же году в нем разместился Русский драматический театр Корша, работавший в столице с 1882 года.



Название соответствовало фамилии его руководителя. В репертуар входили легкие комедии, в сюжете которых присутствовала любовная интрига. Такой выбор - хороший способ решить финансовые проблемы, ибо на любовные пьесы шли с большой охотой.

Это был оснащённый по последнему слову техники того времени театр. Помещения освещались электричеством, тогда как даже в Большом и Малом театрах ещё не было такого.
Большинство пьес театра Корша были успешными и шли годами. Хотя и провалы бывали нередко.

Очень часто Ф.А. Корш посещал модные постановки Европы и Америки, а затем копировал их в своём театре. Иногда идентичными были даже костюмы и декорации. Менял только имена героев и место действия, поэтому никто не возбуждал дела о плагиате.
После революции он получил название Театр РСФСР 3-й. С 1925 года был включен в сеть государственных театров Московского городского Совета, носил названия "Комедия" и Московский драматический театр.

В 1932 году он был закрыт, здание передали Московскому художественному театру (МХТ) в качестве филиала.

Гиляровский, который в свое время начинал служить актером в первом частном московском драматическом театре А. А. Бренко (Малый Гнездниковский пер. 9), естественно, часто бывал у Корша. Даже роль себе просил, но тот сказал, что лучше «оставайся хорошим журналистом, чем никудышным актером».

И снова потрясающее сольное выступление Сергея Рахманинова.
Гиляровский о театре Корша

Крапивенский переулок.



Сергей: «Некоторые москвичи до сих пор утверждают, что переулок назван так потому, что здесь росла крапива. Тогда, если задуматься, он назывался бы КрапивИнский, а он - КрапивЕнский. Да и не росла здесь никогда крапива, здесь существует с конца XVI века церковь Преподобного Сергия Радонежского что в Крапивках.






Поначалу церковь была шатровой деревянной. Впоследствии храм стал усыпальницей князей Ухтомских. В дни французской оккупации храм подвергся разорению, а после пожара 1812 года даже не значился в списках уцелевших. Но его все же восстановили, хотя долго не открывали. После революции, в конце 1920-х годов церковь закрыли, в 1930-х разобрали колокольню.
В храме устроили трансформаторную подстанцию.

В 1991 году Патриарх Алексий II вновь освятил главный придел храма. Это первый в Москве храм, посвященный Сергию Радонежскому.

А далее Сергей сказал, что он всегда поражается тому, что когда к нам в Москву привозят чьи-то мощи и выставляют их в ХСС, туда народ сутками стоит.. Между тем в Москве огромное количество святынь не менее, а может и более значимых чем те, которые привозятся к нам и широко освещаются средствами массовой информации. Одна из них - святыня вселенского масштаба, Кийский крест патриарха Никона, к которому по идее должна выстраиваться не менее многолюдная и постоянная очередь для поклонения.
В 1991 году крест случайно (в описи музея этот «экспонат» не значился) заметил эконом Высокопетровского монастыря, после чего крест передали в Крапивенский храм.
Интересна история появления Кийского креста. Шел 1635 год. На острове Анзер сын мордовского крестьянина Никита Минов в возрасте 30 лет принял постриг с именем Никон. Впоследствии он станет шестым Патриархом Московским и всея России. А тогда в 1639 году неистовый иеромонах Никон после конфликта с основателем Анзерского скита решает покинуть монастырь.

По преданию, в 1639 году будущего Патриарха Никона во время его морского путешествия на материк в устье Онежской губы застиг шторм, и он чудом спасся на безлюдном острове. Ступив на землю, Никон спросил: "Кий сей остров? (Что это за остров?)". Остров же был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон якобы и сказал: "Пусть же сей остров зовется Кий". Благодаря Бога за спасение, Никон поставил на острове поклонный крест, дав обет построить здесь монастырь.
В 1652 году, будучи уже новгородским владыкой, Никон вновь отправляется на Соловки за мощами святителя Филиппа. На обратном пути, проплывая мимо Кий-острова и увидев сохранившийся поклонный крест, он вспоминает про свое обещание. Став Патриархом, Никон бьет челом царю Алексею Михайловичу и получает от него разрешение на острове Кий "церковь поставить и монастырь соградить во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа митрополита".
Размеры Кийского креста составляют 310 на 192 сантиметров. Его освящение состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на кресте в нижней его части была сделана соответствующая надпись. Сам Патриарх "обложил его серебром, и златом, и драгоценным камением и бисером украсил. И положил в нем святых мощей".
На Кресте смонтированы 18 восьмиконечных звезд, напоминающих о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, и являющихся символом Пресвятой Богородицы. В звезды были вставлены камни из святых мест Палестины.
В Кийском Кресте сосредоточены частицы мощей вселенских святых и одновременно русских подвижников. Такого уровня святыни, заключенные в Кресте, свидетельствуют об исключительной роли создаваемого Креста-реликвария. Грандиозная иконографическая программа Креста не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

Мы с Наташей, конечно, вернулись после экскурсии и зашли в этот храм, чтобы посмотреть на чудо-крест.
Я попросила разрешения сделать его фотографию, мне разрешили.










Гуляем по Москве, Моя сестра, Гиды, Экскурсии по Москве, Если дома не сидится, Культурная жизнь

Previous post Next post
Up