Особняк Рябушинских и его гений Шехтель

Nov 25, 2024 14:24

Итак, мы быстро с вами пробежим по особняку Рябушинского.



Это - главный вход, который уже многие годы закрыт. Я писала, что в особняк можно попасть с черного хода.





Витраж напротив входной двери.
В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.

Подруга моей сестры, Наташа А., уже присела на лавочку. И дело не в возрасте, хотя Наташа постарше меня будет. Просто мало она ходит. В основном на машине ездит по клиентам (она работает агентом в «Ресо-гарантии», недавно много дельных советов мне дала по патовой ситуации, которая случилась в новой купленной квартире).
Вот что ждет моего мужа, который тоже на пенсии лег на диван.



Пол от входной двери к панно. Волны или полукруги.



Входная дверь главного входа.
Модель дверной ручки - остроумная и гениальная находка. Дело в том, что на тот момент еще не было изобретено небьющееся стекло, и эта ручка прекрасно его защищает. Стекло 1902 года до сих пор не разбивалось и не менялось.

С трудом нашла возможность сфотографировать ее.
Гид и так нам дверь со всеми украшениями показывала, и эдак. Кроме этого она вставала между ручками двери и говорила, чтобы мы в ней бабочку с крыльями увидели.
В общем, на дверь она потратила минут 10.





А вот и самая знаменитая лестница-волна, ведущая на второй этаж. Ни слова о том, что Горький по ней не мог ходить, нам не сказали. Спасибо Илье, что об этом обмолвился.



Лампа-медуза на лестнице.
Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху.

В начале лестницы, которая изготовлена из эстонского мрамора, есть мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, из рядом расположенной решетки шел поток теплого воздуха. Это был своего рода первый московский кондиционер. Шехтель изобрел его на основе работы каминов. Система эта работала до 1909 года.

Моя сестра,



а потом ее подруга Наташа посидели на этой лавочке.



Кстати, снова именно Илья нам рассказал об этой лестнице.

По словам Ильи, Шехтель и Гауди были знакомы и даже обсуждали творческие идеи. Гауди назвал эту самую лестницу, ни много ни мало, самой красивой в мире.

Еще немного фотографий лестницы, чтобы добру не пропадать.





Над лестницей нависает балкон.
Ограда балкона похожа на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку - символ, нарисованный Шехтелем для А.П. Чехова.




Симпатичный узор над дверью.






Столовая. Самая большая комната особняка служила столовой и одновременно гостиной. Постоянное место Алексея Максимовича Горького за столом отмечено чайным прибором.



Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями.



Во времена Рябушинского комнату украшал огромный камин из мрамора.
На верхней его части было вытесано изображение полуобнаженной женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Как-то раз, во время собрания кружка поэтов и писателей, Горький заметил, что молодые люди уделяют больше внимания разглядыванию декора, нежели вопросам литературы, и шехтелевский камин по приказу Горького был разобран, а после так нигде и не был найден. К сожалению, безвозвратно утрачены были и оригинальные светильники, сделанные по эскизам Шехтеля для этого дома. Заметьте, это не гид рассказала, это я в Интернете нашла.



Гида больше интересовало то, из чего сделан каждый предмет в столовой. И сто раз произнесена была фраза, что мебель и обстановка сейчас полностью соответствуют временам, когда здесь жил писатель.



Между деревянными панелями на стенах и потолком была красивая роспись в стиле модерн, остатки которой недавно расчистили.



От самого помещения веет какой-то неухоженностью.
Кто-то из экскурсантов спросил, не планируют ли здесь реставрацию и ремонт.
Ответ был категоричный: «Мы - против. Неизвестно сколько будет идти реставрация, насколько хороши будут реставраторы. А мы что? Все время должны быть без работы».
Это я мщу гиду, что записывать мне ее эксклюзив не дала)))

От Шехтеля в столовой сохранилось окно, потолок, двери в библиотеку.



Библиотека. Снова внимание привлекает окно.



Тут гид вдруг заявила, что у нас очень мало времени, музей закрывается в 18-00, гардероб - в 17-30.
«Я все время говорю, что нечего мне последнюю группу на 16-00 запивывать, сами виноваты, что я вам ничего толком не покажу и не расскажу»

Всего библиотека Горького насчитывает 12 000 томов и занимает 44 специально изготовленных шкафа в библиотечной комнате, секретарской, в двух вестибюлях и на ступенях лестницы. Шкафы делали по эскизам Горького.



Ранее это была мужская гостиная Рябушинских, где гости играли в карты. Потолок покрыт ручной лепниной и украшен картушем с изображением хризантем и ползущей улитки.



Двери из столовой в парадную гостиную Рябушинских (мне приятней писать так, а не то, что это библиотека Горького). Про дверь мы много говорили. Она действительно потрясает.



Кабинет. Эта комната служила парадным кабинетом и Рябушинскому, и Горькому.



Вес окна - 250 кг.



Паркет в кабинете из мореного дуба.



Нам много рассказывали, что окно практические не моется, ибо снять его невозможно, да и на такой дорогой пол не поставить. Уборка окна производится только внутри.



Камин Шехтеля.

В кабинете представлена горьковская коллекция нэцкэ и окимоно, насчитывающая более 200 предметов.

Из мешочка гид достала нэцкэ и окимоно, показала нам, в чем их отличие.
Отличие заключается в том, что у нэцкэ присутствует отверстие для шнура, тогда как у окимоно такого отверстия не имеет и предназначен только для декоративного украшения дома,

Это собрание считается одним из лучших на территории России. Говорят, что Алексей Максимович любил демонстрировать его гостям Собиранию восточного искусства Максим Горький отдал несколько лет жизни. Его привлекали история и философия Востока, искусств и литература. Серьезное знакомство писателя с японской миниатюрной скульптурой произошло на Капри, где у моряков можно было недорого приобрести интереснейшие образцы.



Гид отметила, что это - самый загадочный, наполненный философским смыслом, витраж.
Но разбираться в философском смысле у нас нет времени. Надо успеть в другие помещения.



Здесь Горький работал с корреспонденцией, писал свои произведения. Резной стол, два табурета и кресло перед письменным столом - китайские, купленные у антиквара.
На письменном столе, сделанном специально по заказу Горького, разложены письменные принадлежности в том порядке, как они лежали при жизни писателя.



Спальня.



Эта комната проектировалась как малый кабинет Рябушинского. В доме промышленника помещение, где можно было отдохнуть, покурить, побеседовать, было весьма уместным. Кабинет был обставлен журнальными столиками, диванами, на стенах висели картины. Спальня Рябушинского располагалась на 2-ом этаже.

А вот Горький спал здесь (гид не рассказала, что у писателя были проблемы с ногами и на второй этаж он не поднимался. Спасибо, что это мы узнали от Ильи).
Горький называл эту комнату «спальней балерины».
Хотелось узнать, почему, но мы молчали, ибо гид постоянно смотрела на часы и говорила, что мы ничего не успеем.






Нас попросили побыстрее покинуть это помещение, иначе не увидим второй и третий этажи.

P.S. Специально для моей хорошей знакомой chernika_mir несколько фотографий выкладываю. Моей сестры и ее подруги на знаменитой лестнице. А то Черника через ВПН фотографии не видит.





Гуляем по Москве, Моя сестра, Гиды, Экскурсии по Москве, Илья Смекалин, Это было недавно

Previous post Next post
Up