Моя сестра
natalya9 в связи с прошедшим своим днем рождения никак при нашей загрузке не находила времени, чтобы увидеться со своей лучшей подругой Наташей А.
Поэтому, решив, что уже и ноябрь заканчивается, она решила пригласить подругу на свой ДР на экскурсию, связанную с самым известным творением Шехтеля - особняком С.П. Рябушинского, а потом уже сходить куда-нибудь посидеть в кафе.
Встречались мы на Триумфальной площади. Обратили внимание, что в Москве во всю чувствуется наступление Нового года.
Экскурсию проводил гид Илья Смекалин.
Начиналась она у памятника В.В. Маяковскому.
Про жизнь Фёдора Осиповича Шехтеля рассказывать не буду, ибо каждый может при желании это прочитать сам.
Я лучше покажу объекты, созданные им, пока мы будем двигаться к особняку Рябушинского.
Дом на Садовой, 4. Сюда семья Шехтеля переехала в 1910 году.
Причина переезда была в том, что требовались дополнительные помещения для подросших детей: Веры и Льва, которые уже учились к тому времени в Училище живописи, ваяния и зодчества.
На доме можно увидеть изображение Афины, богини мудрости, и 4 муз - скульптура, живопись, архитектура и музыка. Это авторская копия фризы с афинского Парфенона.
Шехтель считал, что мастерские у художника должны находиться дома. И помимо мастерской самого Шехтеля, нужны были мастерские для детей. Дом на Садовой улице стал последним собственным жильем семьи Шехтеля.
Дом был построен очень быстро, всего за 4 месяца, с декабря 1909 года до апреля 1910-го. На "красную линию" улицы выходит только фасад дома,
Семья Шехтеля прожила в этом доме 7 лет. Летом 1917 года Шехтель успел продать особняк, семья переехала на 1-ую Брестскую улицу, где уже снимала жилье.. Уехать в Крым после Октябрьского переворота Шехтель не успел, о чем он очень жалел.
Илья сказал, что Шехтель сотрудничал с советской властью, хотя это у него получалось не очень хорошо. Он даже принимал участие в конкурсе на создание проекта мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве.
Кроме этого он сохранял свои высокие посты и продолжал преподавать, в том числе в Высших художественно-технических мастерских.
Федором Шехтель стал только в 1915 году после перехода из католичества в православие. Крестился Шехтель в церкви святого Ермолая на Козьем болоте.
В 1929 году церковь закрыли, а в 1932 году ее снесли.
Теперь на месте церкви сквер, где напоминанием о стоящей здесь церкви служит установленный в 2015 году Поклонный крест.
Здесь сейчас разбит сквер аллеи Федора Шехтеля.
Пройти мимо Патриков, как нынче молодежь называет Патриаршие пруды, мы не могли.
Особняк Зинаиды Морозовой.
Этот особняк Шехтель построил для Саввы Морозова и его молодой супруги Зинаиды. Савва Морозов не побоялся пригласить человека, который не получил диплом, для постройки своего дома.
Для Шехтеля этот особняк стал экзаменом на профпригодность. После этого дома Шехтель получил официальное право самостоятельной работы и именно с этого дома началась его слава как архитектора.
К работе над оформлением Шехтель пригласил начинающего тогда художника Михаила Врубеля, который украсил московский замок прекрасными панно, скульптурами и витражами на тему Западного Средневековья.
Илья сказал, что дом, построенный Шехтелем для Саввы Морозова, считается один из самых красивых домов в Москве.
Решётка особняка Зинаиды Морозовой выполнена по проекту Фёдора Шехтеля.
Рассказывать то, что мы услышали о Савве Морозове, о его жене, о его связи с Марией Андреевой я тоже не буду.
В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту - заштукатурили.
Во времена работы А.А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
Сегодня в этот доме располагается дом приемов МИД.
В последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.
На Спиридоновке у памятника Блоку Илья рассказал нам о "буревестнике" революции, о том, как Горький не хотел жить в особняке Рябушинского, куда его поселила Советская власть, как хотел он всегда вернутся в квартиру на улице Чаплыгина. Сейчас в этом доме находится театр «Табакерка».
А особняк Рябушинского был Горькому не мил.
На второй этаж по красивой лестнице Алексей Максимович не поднимался совсем. Ему не позволяла болезнь. На втором этаже разместился сын со своей семьей.
Поговорили мы и о Горьком и Ягоде. И о том, как Ягода положил глаз на невестку А.М. Горького. Как Ягода расправился с сыном Горького и о версии, что Ягода отравил и самого писателя.
И конечно, о том, какие слова сказал Ягода на суде.
Правда, это тоже одна из версий, ибо в судебных материалах этого нет.
Между прокурором А. Я. Вышинским и Ягодой произошёл следующий диалог.
Вышинский: "Сейчас, когда вы отвечаете, наконец, перед пролетарским судом за все ваши подлые преступления, вы не испытываете ни малейшего сожаления о сделанном вами?"
Ягода: "Да, сожалею, очень сожалею…Очень сожалею, что, когда я мог это сделать, я всех вас не расстрелял"
Поговорили мы и о семье Рябушинских. Вообще, Илья рассказывает настолько просто и доходчиво, что я каждый раз получаю удовольствие от общения с ним.
Правда, как сказал Илья, все это мы услышим от гида в особняке, ибо в особняке могут проводить экскурсии только их местные экскурсоводы.
Кто-то из группы спросил: «А насколько рассчитана экскурсия по особняку?»
На что Илья ответил: «Смотря кто из гидов вам попадется. В особняке есть гид, которая во время экскурсии даже поет, у нее вы и 4 часа будете ходить по дому».
Шехтелевский особняк, построенный для С.П. Рябушинского, сейчас выглядит так.
Хотя на одной из летних экскурсий я его тоже фотографировала. Фотографии летние и осенние сильно разнятся.
Вход в дом осуществляется с «черного» хода, где вы, спустившись, раздеваетесь в гардеробе, получаете бахилы.
В холле, куда за вами приходит гид, висит портрет А.М. Горького, написанный его невесткой.
Дальше гид грозным голосом просит убрать все ручки, блокноты, выключить диктофоны и сообщает, что у нее - авторская экскурсия, ни одна информация не должна просочиться в социальные сети. Типа, если хотите, то сами изучайте всю литературу, которую я годами собирала в библиотеке.
А дальше совершенно неинтересно она говорила нам про каждую деталь дома.
Много-много лет назад мы с сестрой водили в этот особняк детей, тогда нам реально повезло с гидом.
Уверена, что эта гид тоже много знает, только она рассказывает обо всем скучно и неинтересно. Часто экскурсантов тихо покинули ее, быстро пробежались по дому и ушли. Она даже не заметила этого.
Поэтому я просто оставлю здесь часть своих фотографий.
Зачем-то же я их делала.
Но об этом я напишу уже завтра.