Программа «Мой район» и проект «Гуляем по Москве» запустили цикл районных экскурсий.
Все экскурсии авторские. Их составили профессиональные гиды Илья Смекалин, Евгений Плисс, Дмитрий Рыбалов, Александр Пеньков, Юлия Дмитрюкова, Анастасия Чернышева, Ирина Вишнякова и Лариса Миловидова.
Мы уже ходили на экскурсии по Битцевскому парку, району Беляево, Ново-Переделкино, в парке Измайлово, по району Зюзино.
На этот раз мы отправились с Наташей
natalya9 по району Тропарево - Никулино.
Мне было это особенно интересно, потому что в этом районе живем мы с мужем.
Встречались мы у метро «Юго-Западная» у вот этого заведения.
Попутно замечу, что недавно веселилась.
Глава Роспотребнадзора призналась, что «не было более радостного человека», чем она, когда из России ушел «Макдоналдс»
«Сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно - и точка» может стать «новым флагманом здорового питания» в России», - заявила на ПМЭФ руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.
Туплю, ибо не вижу разницы.
Но я не об этом.
На экскурсию к Илье Смекалину пришло около 40 человек.
И снова поясню, я не про экскурсию, а про некоторые объекты, которые мне запомнились, ибо тетрадь Донцовой я носить с собой перестала.
Этот объект торчит в таком виде с того момента, когда я в 2000 году приехала сюда жить к мужу.
Местные называют его «голубой зуб».
В конце 80-х годов советник М.С. Горбачева профессор А. Г. Аганбегян путешествуя по Итальянской Болоньи вдохновился проектом местного архитектора Лучано Перини, предполагавшей возведение «стеклянного» города в форме стеклянных кристаллов.
Советский учёный-экономист захотел нечто подобное осуществить на родине. Так в 1989 году появился проект стеклянного небоскреба «Зенит». Здание должно было стать новым корпусом Академии народного хозяйства (РАНХиГС). Часть строения планировали отдать студентам, а остальную поделить на офис и роскошную гостиницу.
Реализовать проект итальянского кристалла для страны советов поручили Якову Белопольскому.
Яков Белопольский - выдающиеся советский архитектор, автор архитектурной части мемориалов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде, «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина, автор здания Цирка на Вернадского, памятника Юрию Гагарину на Ленинском, архитектор Беляево-Коньковского жилого массива.
По первоначальному проекту здание должно было быть высотой в 28 этажей, но из-за аэропорта «Внуково» проект тогда не был утвержден и было разрешено строить 19 этажей, плюс три технических.
Внешний вид и архитектура «Зенита» слишком выбивались внешне из стиля советской Москвы. И реализация проекта стала весьма необычной для того времени.
Подрядчиком стали итальянцы, а деньги привлекли через европейские банки. На тот момент это были колоссальные $150 млн.
Отбить вложенные деньги с проекта итальянцы планировали с доходов, которые будет приносить комплекс.
В 1991 началось строительство. Каркас стеклянного здания был полностью изготовлен в Италии и доставлен в Москву по частям. К 1995 году здание планировали уже ввести в эксплуатацию, но завершить проект было не суждено.
За пару месяцев до завершения «Зенита» у итальянского подрядчика возникли проблемы. Их уличили с итальянской мафией и обвинили в подкупах чиновников.
Последовали уголовные дела. Все банковские счета компании были заморожены, и российский "кристалл" был брошен недостроенным. На тот момент здание было готово на 85-90%.
Первое время объект никак не охранялся, потому объект потихоньку стали захватывать бездомные. Позже подтянулись мародёры. С территории и непосредственно из самого здания выносили все, что можно было вынести. Все, что годами везли из Евросоюза было украдено.
С каждым годом здание ветшало и буквально превращалось в огромный разбитый кусок стекла.
Когда правительство Москвы стали разбираться с недостроенным деловым центром выяснилось, что формально здания не существует, как формально, так и на бумаге. Никаких документов на собственность ни у кого не было.
В 2017 году мэр Москвы С.С. Собянин согласился с внесением изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и передал небоскреб в собственность вуза.
Но реконструкция здания так и не началась.
Еще один известный объект района - пивбар «Ракушка» или то, что от него осталось.
Ни за что бы не сказала, что странное серое сооружение во дворе обычной столичной многоэтажки ещё лет 40 назад было одним из самых популярных московских заведений.
А мой муж, который вырос здесь, оказывается, был его завсегдатаем (особенно в студенческие годы).
Илья сказал, что чаще всего среди посетителей можно было увидеть актеров «Ленкома» (Караченцева и Абдулова).
А еще по проспекту Вернадского, 119 жил Аркадий Стругацкий, который тоже захаживал в «Ракушку».
Илья зачитал нам отрывок из романа братьев Стругацких "Хромая судьба"
"Я проснулся поздно и позавтракать решил в "Жемчужнице". Есть в нашем жилом массиве такое питейное заведение... . Внешний вид у этого заведения довольно странный, более всего напоминает оно белофинский дот "Миллионный", разбитый прямым попаданием тысячекилограммовой бомбы: глыбы скучного серого бетона, торчащие вкривь и вкось, перемежаются клубками ржавой железной арматуры, долженствующими, по замыслу архитектора, изображать морские водоросли, на уровне же тротуара тянутся узкие амбразуры-окна. А внутри это вполне приличное заведение, никаких изысков: холл с гардеробом, за холлом - приветливый, хорошо освещенный круглый зал..."
Дело в том, что "Жемчужница" - это и есть "Ракушка".
Илья показал нам фото братьев Стругацких, когда Борис, который жил в Ленинграде, был у брата в гостях. Это они стоят на балконе в доме №119.
А муж сказал, что они туда ходили потому, что пиво там было неразбавленное и часто были креветки, чего нельзя было найти на полках в магазинах.
В разное время здесь хотели разместить то кафе, то культурный центр Стругацких, но пока что это всё осталось лишь в проектах и мыслях не равнодушных к прошлому Москвы людей.
А вот известный дом по проспекту Вернадского, 113.
Конечно, все уже знают, что именно в этом доме была питерская квартира Нади Шевелевой из «Иронии судьбы».
29 декабря 2007 года в присутствии Рязанова состоялось открытие уже двух памятных досок: на доме № 125 (там жил Женя Лукашин) и доме № 113. Доски были выполнены в виде бронзовых портфелей с торчащим из них банными вениками и надписями, сообщающими, что в этом доме проходили съемки «Иронии судьбы».
На одной памятной доске указано, что «здесь жил Женя Лукашин», на другой - «здесь жила Надя Шевелева». К сожалению, в июле 2013 года один из двух бронзовых портфелей (с дома № 125, где жил Женя Лукашин) был украден. До настоящего времени доску на доме так и не установили, но доска на доме Нади Шевелевой висит на месте.
Илья много рассказывал об этой серии домов П-3. Представляете, в этих домах нет однокомнатных квартир, так что квартиры Жени и Нади снимали на «Мосфильме» в выстроенных павильонах.
И в каждой квартире два санузла, даже в двушках.
Эх, вот где надо квартиры покупать, тем более, что Юго-Западная до сих пор считается одним из самых элитных районов Москвы. Но мне бы точно денег на покупку здесь жилья не хватило.
Квартира Жени Лукашенко находилась недалеко, в таком же точно доме под номером 125.
Их всего и было три таких дома на проспекте Вернадского, еще один под номером 119, где жил Аркадий Стругацкий. Так что вовсе это не типичные дома.
Здание Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил России, названное в народе «Пентагоном» или «Октагоном», ибо у здания 8 углов.
Раньше хорошо было видно с проспекта Вернадского, теперь его заслоняет высокий зеленоватый дом.
Здание Военной академии Генерального штаба на проспекте Вернадского появилось в конце 1988 году. После долгих скитаний по всей стране старейшее военно-учебное заведение (ему почти 190 лет) обосновалось в районе Тропарево-Никулино. В разные годы академия успела побывать и на Урале, и на Дальнем Востоке, и в двух столицах
Архитектор здания- Михаил Васильевич Посохин.
Второй нетипичный дом - проспект Вернадского, 119 (помните, Илья сказал, что этих домов только три).
Здесь на последнем этаже жил Аркадий Стругацкий.
Илья много рассказывал о братьях Стругацких, о том, как они, живя на два города, писали книги.
Между прочим, многие книги братьев выходили сквозь тернии и с купюрами. При этом братья, чьи книги пользовались особой популярностью у диссидентов, сами себя антисоветчиками не считали. Так, Борис в одном из интервью утверждал, что их книги всего лишь «пронизаны неприятием тоталитаризма и бюрократии. Но поскольку СССР являл собою подлинное торжество тоталитаризма и бюрократии, такие наши повести, как «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке» и даже «Обитаемый остров», воспринимались особенно ретивыми идеологами режима именно как «антисоветские».
Именно в этом доме (из трех) был лифт, который выходил из строя.
Илья зачитал нам отрывок из произведения братьев, когда один из них рассуждал, что самое страшное видение в его жизни, это прогулка с девушкой на свидании. Потом приглашение ее домой. И ужас от того, что лифт не работает. Идет он с ней по лестнице пешком, а где-то на 10 этаже герой начинает глотать нитроглицерин. И про какую любовь дальше можно говорить.
Истории с лифтом описаны у Стругацких в «Сказке о Тройке».
Дом по проспекту Вернадского, 125. Дом Жени Лукашина.
Напротив него через дорогу - церковь Архангела Михаила.
Фото из Интернета.
Церковь Архангела Михаила тоже снималась в фильме. В то время по четной стороне проспекта Вернадского находилась настоящая деревня с печными трубами, панорама которой была показана в фильме. Деревня была снесена только в начале 1980-х годов.
Храм был впервые заложен Иваном Тропарем, который был сподвижником князя Димитрия Донского.
Но про это писать не буду, просто обозначу то, что рассказывал Илья.
Мой муж помнит этот район именно таким, когда была деревня. Жаль, что у него почти не осталось детских фотографий, чтобы мне это показать.
Илья рассказал, что съемки фильма проходили весной, ловили снежную погоду. А вот чтобы все жители дома зажгли люстры, изображая новогоднюю ночь, по квартирам отправили ходить Андрея Мягкова, которому жильцы не могли отказать.
К дому примыкает театр на Юго-Западе.
Первого сентября 1977 года театр на Юго-Западе открыл свой первый сезон.
Так как у нашего гида Илья два образования - архитектурный институт и ВТУ им. М. Щепкина (худ. рук. Ю.М. Соломин), то про архитектуру и театр он может говорить часами.
Нам рассказали про Валерия Беляковича, основателя театра. Про актера Виктора Авилова, на которого съезжались театралы со всей Москвы.
Когда дочка еще жила в Москве, мы с ней пересмотрели почти весь репертуар в этом театре. А постановку «Мастера и Маргариты» я до сих пор считаю самой сильной именно в этом театре, хотя и таганковскую смотрела, и в МХТ, и в СТИ (Женовача).
В своем любимом спектакле «Куклы» Валерий Белякович сам выходил на сцену.
Лучшие актеры театра, когда мы с дочкой туда ходили, были Карина Дымонт и Олег Леушин, который сейчас является художественным руководителем театра после смерти Беляковича.
Под рассказ Ильи мне так захотелось снова побывать в этом театре.
Тем более, что сестра
natalya9 там не была никогда. Решили, что купим билеты на «Кукол», тем более, что в этом году этому спектаклю исполняется 20 лет.
Увы... Билеты до октября на этот спектакль проданы.