Оценки и компьютеры в школе

Feb 25, 2010 21:42

С Гердом поссорилась я, но только внутренне поссорилась. Внешне это был обычный спор, так, чуть-чуть. Расстались, как обычно, приятелями, до следующей игры в бадминтон.

Он устраивается работать в новую частную школу. Школа начальная, и в ней пока только первый и второй класс. На следующий год будет третий класс, и Герда берут в нее преподавателем информатики.

Стоит эта школа родителям 250 евро в месяц. Мне это кажется не слишком дорогим, а все, в том числе Герд, считают, что это дорого и что только состоятельные родители идут на это. Хотя, да. Если один ребенок, то, по-моему, вполне можно себе позволить, а если два или три ребенка, то уже получается не каждый может. В классе 22 ребенка, в каждом классе два учителя, один специализируется на немецком языке, другой на математике, плюс воспитательница, два иностранных языка уже в начальной школе, обед "био" (без всякой химии), а после обеда, во второй половине дня, занятия по интересам: музыка, спорт, рисование, игры.

И Герд расхваливает эту школу, но и в ней, говорит, есть недостатки. Спросила я, какие недостатки.

Во-первых, ставят в ней школьникам оценки, а Герд принциально против оценок. Вчера он сказал: "Ставят оценки, с первого класса ставят оценки, а это квач (чушь, Quatsch)." Про оценки я уже в курсе - что он про них думает. Он об этом рассказывал мне уже подробно. После университета он собрался писать докторскую, promovieren  (то, что в России называется кандидатской, promovieren, а то, что в России называется докторской - это habilitieren). В своей работе он призывал отменить оценки. Но не совсем отменить, а ставить их централизованно, так чтобы оценки ставили учителя, с которыми школьники никогда не встречались, по интернету. А учителя в школе должны не контролировать и не заставлять учить, а только помогать - помогать улучшить оценки, получаемые по интернету. Герд называет такие оценки объективными. Но там были какие-то конфликты, в своем научном руководителе Герд сильно разочаровался, а до этого он его чуть ли не боготворил, и от всего этого разочарования он аж уехал из того городка в Берлин и связался с хиппи и буддистами в оранжевых балахонах (но я его, правда, в таком виде не видела, он мне просто рассказывал, что его семья - мать, сестра и два дяди (братья отца, они монахи) - до сих пор его бранит за это, и он боится, что мать подарит сейчас дом и прочее имущество дочери (сестре Герда, более послушной, чем Герд) и таким образом лишит его законной доли наследства).

Второй недостаток, который Герд назвал: в школе есть компьютерный класс, а этого мало, нужно, чтобы перед каждым учеником стоял маленький компьютер и чтобы компьютерами пользовались на всех уроках, и на немецком, и на математике. Тут я подумала, что совсем не нужны компьютеры на всех уроках, тем более в начальной школе, когда внимание у детей и без компьютеров неустойчивое. Ну ладно, на немецком - чтобы писать было легче, чтобы быстренько могли на клавиатуре набрать текст. Но на математике? Стала спрашивать Герда, зачем компьютер на математике. А он мне сначала стал говорить, что школа должна учить детей жить в будущем. Ну я бы еще поняла такие разговоры в 80-х годах прошлого столетия, когда персональные компьютеры действительно были внове, а сейчас в каждом доме компьютер, или два, или больше - но не успела я сказать это Герду, как он мне сказал, что я консервативна.

Я его спрашиваю, для чего компьютер на уроках математики (в начальной школе), а он мне отвечает, что школа должна готовить детей к будущему и что я консервативна. Я сейчас думаю, что он, может быть, и в начале (в начале, почти совпавшем с концом) своей научной карьеры вот так же дискутировал. Ему зададут вопрос, что плохого в том, что учитель ставит оценки своему ученику, а он отвечает: "Вы консервативны," - или еще как-нибудь характеризует личность оппонента.

Герд еще говорил, что учитель, ставя оценку, оценивает не ученика, мол, а самого себя. И я сейчас подумала, что вот при подходе, предложенном Гердом (когда знания оцениваются посторонними учителями, не знакомыми со школьниками), школьники и их родители тоже могли бы всю ответственность за оценки возлагать на учителей. Это уже и так часто встречается, когда и школьники, и их родители обвиняют в плохих оценках учительницу - не сумела, мол, заинтересовать или не проследила (знакомая одна моей маме рассказывала, что ее дочка провалилась на вступительных экзаменах в институт по литературе, потому что ей попался вопрос о "Герое нашего времени", а она его не читала, потому что литературу у нее в школе преподавала Валентина Ивановна - вот так же и "объективные" оценки со стороны могли бы оцениваться вот так же, как неумение учителя преподать свой предмет). Или же преподавание могло бы свестись к натаскиванию, к подготовке вот к таким проверкам.

Но про оценки я с Гердом не спорила, я и про компьютеры с ним не спорила - подумаешь, спросила для чего они, - но зато узнала, что я консерватор. О, еще какое-то ругательное русское слово существует! Сейчас попробую вспомнить. А, ретроград - не такое уж и русское слово, каким оно мне казалось, пока я его вспоминала.

Еще интересно, что Герд рассказывал про своего отца, полностью подчинившегося своей жене, матери Герда. И Герд объясняет это тем, что его отец и два брата отца полностью подчинились своей матери, бабушке Герда, и отец женился, чтобы ему жена заменила мать, а его братья (Гердовы дядья) нашли замену матери в католической церкви и полностью подчинились ей, церкви, став монахами.

дневник, Герд

Previous post Next post
Up