Дорогие друзья и коллеги, разрешите, я вам немного разбавлю бесшабашное новогоднее настроение. Я сегодня практически весь день с переменным успехом писала историографический раздел. Точнее, ту его часть, которая касается Толедского королевства.
Так вот, каждый (!) великий историк XIX - первой половины XX века был одновременно и ученым, и активным
(
Read more... )
А Ростовцев? Как можно забыть этого старого кадета?:) Ещё припоминается наш испанист Пискорский - Добиаш-Рождественская где-то обмолвилась о его активном участии в работе местной ячейки социал-демократической партии в Нежине (где он преподавал), и полгорода называло его не иначе как "товарищ Пискорский".
Что касаемо европейцев, то одна из самых колоритных фигур - Жером Каркопино, один из главных чиновников министерства образования в правительстве Виши. Известно, что он участвовал в принятии закона о вытеснении евреев и членов масонских лож из всех университетов и прочих образовательных структур на подконтрольной Петену территории. После войны, естественно, полетел со своих постов. В мемуарах вспоминал маршала Петена добрым словом... Любимым учеником Каркопино был Кристиан Куртуа, тот самый, что написал "Les Vandales et l'Afrique" и во многом унаследовал взгляды своего учителя.
А вот среди итальянцев много было леваков и даже прямых коммунистов- например, видный функционер КПИ Рануччо Бьянки-Бандинелли, по совместительству - специалист по античному искусству и автор книги о римском скульптурном портрете, которая, согласно известному клише, "и поныне не утратила актуальности". Ну и Пьеранджело Каталано, которого мы оба хорошо знаем, в т.ч. лично))))
А вот Мастино, хотя и ректор, в активной политической жизни не участвовал, но в политтусовках человеком всегда был своим. Правый он или левый, я так и не уразумел - к таким фигурам больше подходит определение "регионалист".
Так что феномен-то существует, но не в столь выраженном виде. М.б. для историка столетней давности его ремесло представлялось прежде всего "политикой опрокинутой в прошлое", а сейчас, в эпоху крушения всех привычных парадигм, занятие истории для многих воспринимается как escaping from reality, поэтому чем дальше учёный от политических дрязг, тем лучше?
Reply
Я тоже думала про escaping from reality. Собственно, я об этом думаю еще со своего 4 курса, когда Нина Владимировна Брагинская рассказывала, почему она решила заниматься античностью. Для нее, как и для многих других, это и был способ отгородиться от действительности, которую они не принимали. Но это же все равно утопия, от реальности нельзя убежать (ну, если только свихнуться, но это слишком радикальные меры).
Меня вот еще какой вопрос интересует. Как упомянутые мной и тобой историки смогли создать действительно качественные научные работы, если не всегда занимались чистой наукой? А сейчас, по-моему, так уже ни у кого не получится. Либо ты историк, либо - политик.
Reply
Leave a comment