В Большой гостиной установлена скульптура «Преданность», работа Джозуэ Мели. Скульптор изобразил спящего ребенка и собаку, которая ловит змею
Думая написать о петербургском Строгановском дворце, решила сначала немного разобраться в династии Строгановых, потому что и в истории Петербурга, и в истории Москвы встречается имя С.Г. Строганова.
Получается, что построил Строгановский дворец в 1753-54 годах барон Сергей Григорьевич Строганов (действительный камергер. генерал-лейтенант), а в 1825 году создана «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам» (позднее художественно-промышленная академия им. Строганова) графом Сергеем Григорьевичем Строгановым (московский генерал-губернатор, меценат, коллекционер).
Совпадения нет, получается, что это разные ветви Строгановского рода и даже разные поколения.
Строгановский дворец в Петербурге был построен по проекту Бартоломео Расстрелли. Тут, как говорится, Строганов подсуетился. Растрелли был придворным архитектором, и во время надзора за строительством Зимнего дворца жил неподалеку на Мойке в доме Строганова (еще не перестроенном).
Единственный сохранившийся интерьер, созданный Растрелли, - Большой зал. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период.
Здесь можно увидеть плафон «Триумф Героя», автор которого - итальянский живописец и декоратор Джузеппе Валериани. В центре композиции - Минерва, богиня мудрости. Гермес - посланник олимпийских богов, которые передают главному персонажу (Александру Строганову) наставление и пожелание построить в Петербурге храм (имеется в виду Казанский собор). Полотно окружает перспективная фигурная рама.
После смерти отца, который прожил во дворце всего 2 года. его сын Александр Сергеевич, президент Российской академии художеств, меценат, коллекционер, решает перестроить дворец.
Наибольший вклад в оформление залов внесли архитекторы Андрей Воронихин и Фёдор Демерцов. Среди их работ - зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, Картинная галерея, Парадная лестница, Малая гостиная и Парадная столовая.
Парадные залы Строгановского дворца расположены на втором этаже, к ним можно подняться по Парадной лестнице.
Растрелли писал, что в доме было 50 комнат.
С Воронихиным, творцом Казанского собора и других выдающихся сооружений Петербурга, тоже повезло, ведь он был бывший строгановский крепостной.
Малый кабинет графини С. В. Строгановой Андрей Воронихин представил как миниатюрный античный храм
Под потолком сохранился интересный скульптурный барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани.
Парадная столовая предположительно была создана на месте Зеркальной галереи Растрелли, не дошедшей до нашего времени.
Воронихин использовал здесь французский прием, но воспроизвел его с настоящим русским размахом. Использовались цельные зеркала площадью 12 кв. метров. Поэтому не очень большой зал выглядел значительно больше, чем он есть.
В оформлении Арабесковой гостиной использовались копии гротескных фресок Рафаэля в Ватикане. Сюда же поместили копии с виллы Цицерона в качестве десюдефортов (декоративные композиции над дверью). Украшением зала также служили мраморные скульптуры IV-III веков до нашей эры, изображающие Менандра, древнегреческого сочинителя комедий и поэта Посидиппа.
В Минералогическом кабинете находилось богатейшее книжное собрание графа А. С. Строганова и коллекция минералов.
Андрей Воронихин создал двухъярусное пространство с расписанным потолком, создающим иллюзию купола. Автор росписи - Пьетро Гонзаго. Благодаря такому приему в зале «появляется» третий иллюзорный этаж. Первый ярус оформлен четырьмя люнетами (арочными проемами) со скульптурами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух».
Стены Малой гостиной покрыты искусственным мрамором теплых оттенков. В простенке между окнами и над камином установлены зеркала, что расширяет пространство зала.
В Малой гостиной ощущается стремление Андрея Воронихина подражать греческим и римским образцам.
Картина «Девочка с собакой» (1870 г) художника Макарова И.К.