"Переполох". модель 1947 г. Дулево
В птичий. рыбный и четвероногий четверг хочу показать работы из коллекции фарфора музея ДПИ на Делегатской улице.
50-60-е годы прошлого века были расцветом советской анималистики. До сих пор книжные иллюстрации. фарфоровые. керамические скульптуры на тему изображения животных и птиц радуют и восхищают нас.
"Цыпленок" 1949. Дулево
На фотографиях мы видим работы Алексея Георгиевича Сотникова.
Выходец из краснодарского края Сотников в 1925 году поступает в Художественно-педагогический техникум, в котором он проучился три года. После техникума Сотников продолжает обучение в Московском высшем художественно-техническом институте (
ВХУТЕИН).
Свинья под дубом". модель 1936 г. Дулево
Надо несколько слов сказать об институте, где готовили художников, определивших развитие советского и российского искусства
"Юные рыбаки" 1953, Дулево
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) были образованы на базе Строгановского художественного училища и Московского училища живописи. ваяния и зодчества, и стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование.
Во ВХУТЕМАСе было восемь факультетов: три художественных (архитектурный, скульптурный и живописный) и пять производственных (текстильный, полиграфический, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий).
Одним из основных методологических нововведений ВХУТЕМАСа был пропедевтический, вводный курс. Независимо от выбранной специальности все студенты первые два года должны были отучиться на основном отделении, сформированном из подготовительных курсов разных факультетов. Здесь изучали универсальные для всех специальностей основы - цвет, графику, объем и пространство. Благодаря вводному отделению учащиеся ВХУТЕМАСа становились универсальными специалистами.
В 1928 году заведение переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).
Основной задачей института в это время стала подготовка специалистов нового типа - художников-производственников, умеющих выполнять конкретные работы производственного характера.
В конце 1920-х началась борьба с авангардным искусством, и закрытие ВХУТЕИНа было логичным следствием. Искусство теперь должно было отражать линию партии, быть понятным и воплощать представления власти о лучшей жизни. Разнообразие форм и стилей стало невозможным - от художников требовали единства средств и целей, а соцреализм стал главным направлением в искусстве. За несколько лет до расформирования из института постепенно стали убирать неугодных преподавателей и студентов. Многочисленные доносы и внутренние конфликты привели к ликвидации института в 1930 году.
Некоторым факультетам удалось выжить: одни вошли в состав новых специализированных заведений, другие присоединились к профильным вузам. В здании на Мясницкой на базе полиграфического факультета ленинградского и московского ВХУТЕИНа был открыт Московский полиграфический институт во главе с бывшим деканом и ректором Фаворским, текстильный факультет стал частью Текстильного института, а архитектурный остался на Рождественке и вошел в состав нового Московского архитектурного института. Студентов и преподавателей скульптурного и живописного факультетов перевели в Ленинград, в Институт пролетарских изобразительных искусств, керамический факультет - в экспериментальный Институт силикатов, который почти сразу и закрыли. Остальные факультеты были полностью расформированы. (
Источник)
"Счастливые рыбаки", модель 1960 г, Дулево
Первой работой Сотникова еще на третьем курсе обучения стал набор «Первая детская посуда», представлявший собой блок из десяти фарфоровых поильников, уложенных в специально сплетенную из лозы корзину для хранения и переноски. Сосуд не делился на части, а был единым целым, как округлый плод с дерева, а при падении поильник катился, но не разбивался. Шарообразная форма, лаконизм и простота сохранились и в последующих проектах посуды Сотникова, а также проявились в фигурах его будущих фарфоровых птиц.
Обучение Сотникова во Вхутеине как раз выпало на его расформирование в 1930-1931 годах, поскольку институт уже не мог обеспечить развитие каждого из факультетов, разросшихся и стремящихся к обособлению. Керамический факультет, на котором учился Сотников, был превращен в Силикатный институт и студентам предложили дальше учиться на химиков. Сотников отказался и чтобы как-то жить дальше пошел работать шрифтовиком в Государственный Исторический музей. Позднее он устроился практикантом на Дулевский фарфоровый завод, куда в 1934 году его взяли в штат. На Дулевском заводе Сотников проработал практически всю жизнь, на этом заводе начался его путь скульптора-фарфориста и здесь он сделал свои работы, принесшие ему и заводу мировую известность.
"Сокол" Сотникова
За свой долгий творческий путь Сотников создал множество фигур людей и животных, посудных форм, ваз, фризов для зданий и проектов фонтанов. Но главной его отдушиной всегда оставались фигурки животных, преимущественно домашних. Нельзя не отметить его знаменитую фигурку «Сокол», которая получила главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958, а с 1964 года изображение «Сокола» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.